КЕЛЬТХОЗ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КЕЛЬТХОЗ » лехторий » Воспоминания о семидесятых


Воспоминания о семидесятых

Сообщений 1 страница 30 из 439

1

70-е годы прошлого века очень отличаются от соседних десятилетий – у них нет ни своего собственного ужаса, как у 90-х, ни своей собственной ностальгии, как у 60-х, или 80-х. Интересно, что на Западе, где жизнь была совсем не такой, как в СССР, семидесятые также оказались «обделенными». Ностальгия по 80-м проникла даже в мультсериал «Футурама» (там с тоской вспоминают о 80-х аж в 3001-м году), ностальгия по 60-м заставляет американцев без конца снимать документальные фильмы о Кеннеди, а уж про Вудсток с придыханием говорят даже те молодые люди, которые родились десятилетия спустя, но вот про 70-е – практически не говорят и не вспоминают. Разве это не странно?

Существует, правда, «общесоветская» ностальгия, которая в значительной мере основана именно на 70-х годах, но акцент на этом десятилетии в любом случае не делается. Можно, разумеется, сказать, что и вспомнить особенно нечего – дескать, «годы застоя», пустой событийный ряд, ничего заметного не происходит. Это в какой-то мере верно для СССР, но для всего остального мира это совершенно неправильно. Вот лишь некоторые события 70-х:

1) замена Бреттон-Вудской валютной системы на Ямайскую – событие поистине глобального значения;
2) окончание войны во Вьетнаме;
3) взлет и падение режима Пол Пота – это было одно из наиболее уродливых явлений за всю мировую историю;
4) война Судного дня;
5) террористический акт на Олимпиаде в Мюнхене – медийный отклик в то время мало чем отличался от отклика на события 11 сентября 2001-го;
6) Уотергейтский скандал;
7) появление в Чили диктатуры Пиночета и последующие фашистские перевороты (или попытки переворотов) в других странах Латинской Америки.
8) падение диктатуры «черных полковников» в Греции;
9) вторжение Турции на Кипр;
10) Хельсинкское совещание;
11) «политика разрядки», подписание договоров ОСВ-1 и ОСВ-2.

И это, разумеется, далеко не все. Многие происшедшие тогда события оказывают свое влияние и сегодня. Но – из «общественной памяти» 70-е годы странным образом выпали…

+1

2

Можно, разумеется, сказать, что и вспомнить особенно нечего – дескать, «годы застоя», пустой событийный ряд, ничего заметного не происходит. Это в какой-то мере верно для СССР,


Мне есть и даже очень много есть чего вспомнить именно в 70-е - рождение сына, окончание института, крутая ломка собственной жизни и уход в армию, несколько парадов, окончательный выбор профессии, первая контузия и первые награды...
А вот всё, что Вы, уважаемый A_Safin2, перечислили, как-то прошло мимо меня, разве что конфликт 73 года, на который я как-то ну чуть-чуть не загремел, поскольку не успели вытащить меня из командировки по уничтожению взрывоопасных предметов в Воронеже и области.

Может, события и исчезли из моей памяти потому, что это  никак не влияло на мою жизнь, ни на службу, ни на что. Я, конечно, знал о них, даже проводил по многим темам политзанятия, но относился чисто формально. В этом смысле я был крайне ааааполитичным :rolleyes:

0

3

Я уже как-то писал в другой теме, что у каждого десятилетия есть не только "календарные" рамки. Нельзя сказать, что 70-е начались 1-го января 1970-го, или 71-го года. К примеру, снятый в 1968-м фильм "Бриллиантовая рука" - это уже фильм о семидесятых, отличается только милицейская форма и нет еще одного из самых знаковых атрибутов советских семидесятых - автомобиля "Волга" ГАЗ-24. Все остальное уже налицо.

Еще любопытнее "прозрение о 70-х", которое можно увидеть в книгах Рыбакова о Кроше. Вот пример диалога из "Приключений Кроша" (повод к беседе - слесарь установил на машину подержанные подшипники вместо новых):

– У нас тоже случаи бывают дай бог! Выписывают на машину новые детали и забывают их поставить.

И рассказал про подшипники, которые видел в верстаке у Лагутина.

В ответ Игорь снисходительно изрек:

– Крош, ты наивен!

А Вадим чуть не подавился от смеха:

– Ой, Крош, уморил!

Даже у Шмакова на лице появилось слабое подобие улыбки. Я с недоумением смотрел на них, не понимал, чего они смеются.

– Чудак ты! – сказал Вадим. – Он их нарочно не поставил. Оставил на машине старые, а новые загонит налево.

Я опешил:

– Но ведь это обман. Машина со старыми подшипниками выйдет из строя.

– Не выйдет, – успокоил меня Игорь, – старые подшипники еще наверняка хорошие, иначе бы он их заменил.

– Все равно – жульничество! – сказал я.

Игорь прищурился:

– Каждый делает свой маленький бизнес.

– Не каждый, – возразил я, – только Лагутин.

– Тем лучше, – рассудительным голосом проговорил Игорь, – единичный случай. И потом: если бы старые подшипники сменили, их бы выбросили. А так они еще походят. Никто особенно не пострадал.

– Лагутин украл эти подшипники, – сказал я. – Так и надо?

Игорь поморщился:

– Зачем употреблять сильные слова? «Украл»! Скомбинировал! Сообразил на сто грамм... Сколько сто?ят эти подшипники? Рубль, полтора... Мелочь!

Я сказал:

– Какой же это рабочий класс? Таскать у собственного государства.

Игорь махнул рукой:

– Высокие слова...


Перед нами типичная логика 70-х. А ведь действие повести происходит в 1960-м, еще романтические, "оттепельные", 60-е в свои права не вступили, еще стиляг можно увидеть на улице! Продолжение повести, "Каникулы Кроша", экранизировали в 79-м, полностью и совершенно безболезненно перенеся действие в тогдашнюю современность - а ведь если бы Крош реально существовал, к 1979-му он был бы уже в возрасте Александра Корейко...

0

4

Семидесятые...
Я родился в 1970 году. Что я могу сказать о семидесятых?
Яркий летний день. Мы куда-то идём с мамой и папой. Бабушка напекла пирожков.
А дальше всё будет очень хорошо.
Всегда.
Если коротко, то в семидесятых я был счастлив.

+3

5

Nestor написал(а):

А вот всё, что Вы, уважаемый A_Safin2, перечислили, как-то прошло мимо меня, разве что конфликт 73 года, на который я как-то ну чуть-чуть не загремел, поскольку не успели вытащить меня из командировки по уничтожению взрывоопасных предметов в Воронеже и области.

Может, события и исчезли из моей памяти потому, что это  никак не влияло на мою жизнь, ни на службу, ни на что. Я, конечно, знал о них, даже проводил по многим темам политзанятия, но относился чисто формально. В этом смысле я был крайне ааааполитичным


Вот. Это очень характерно. И я не думаю, что дело тут в "аполитичности". Даже те люди, которые интересовались тогда "международным положением", воспринимали все это как-то "телевизионно", почти как художественный фильм - можно сопереживать героям, но все равно границу между жизнью и "белой простыней экрана" не преодолеть. В СССР все жили как за броневым экраном, так что было невозможно в полной мере понять важность смены валютной системы, к примеру.

0

6

Скептик написал(а):

Семидесятые...
Я родился в 1970 году. Что я могу сказать о семидесятых?
Яркий летний день. Мы куда-то идём с мамой и папой. Бабушка напекла пирожков.
А дальше всё будет очень хорошо.
Всегда.
Если коротко, то в семидесятых я был счастлив.


Да, мои личные воспоминания очень похожи. Я, к примеру, помню свои пять лет, детский сад (архитектура которого стала как раз тогда типовой), песочница, весна, уже почти перешедшая в лето, по небу плывут слабенькие облачка, дело идет к вечеру и за мной скоро должен придти папа. Полная безмятежность и совершенно ничего плохого...

+3

7

Кстати, о лете 70-х. Еще немного личных воспоминаний - у нас был очень большой двор (если это вообще можно так назвать) - четыре длинных пятиэтажки о четырех подъездах каждая, шесть двухподъездных девятиэтажек - и всего три или четыре гаража на всех. А у соседей со второго этажа был мотоцикл с коляской, о чем опять же знали все. Так вот, летний день - эти самые соседи возятся с мотоциклом, намереваясь отправиться на Волгу, в соседнем доме кто-то изо всех сил слушает "Арлекино"(колонки, конечно, выставлены на подоконник), жарко, людей во дворе почти нет, а если последовать примеру соседей и отправиться на Волгу - еще издалека будут слышны звуки многочисленных моторок - в 90-е этого уже не было.

Наличие Волги, кстати, добавляло в местный шаблон процветания, наряду с дачей, квартирой и машиной, еще и моторку (а лучше - катер с верхом)...

0

8

A_Safin2 написал(а):

Вот. Это очень характерно. И я не думаю, что дело тут в "аполитичности". Даже те люди, которые интересовались тогда "международным положением", воспринимали все это как-то "телевизионно", почти как художественный фильм - можно сопереживать героям, но все равно границу между жизнью и "белой простыней экрана" не преодолеть.

Совершенно точно.
Ко мне это не имело никакого отношения. Сейчас "Смешарики" кажутся чем-то более реальным, чем тогда - "Международная панорама".
Я не знал таких слов, и не мог этого выразить, но я почему-то твёрдо знал (лет в 6-7 уже), что "никогда я не буду на Босфоре" (не говоря уже о Мауна-Кеа).
Но при этом знал, что живу в самой лучше стране.

0

9

A_Safin2

Наличие Волги, кстати, добавляло в местный шаблон процветания, наряду с дачей, квартирой и машиной, еще и моторку

"Казанку", а круче "Сарепту".

0

10

A_Safin2 написал(а):

а если последовать примеру соседей и отправиться на Волгу - еще издалека будут слышны звуки многочисленных моторок - в 90-е этого уже не было.
Наличие Волги, кстати, добавляло в местный шаблон процветания, наряду с дачей, квартирой и машиной, еще и моторку (а лучше - катер с верхом)...


В 80-е в сибирском райцентре к реке было не подойти из-за лодок (на цепи) и "будок" (лодочный гараж с задницей наполовину в воде).

Плюс мотоцикл. Громадное количество мотоциклов было. А чтобы личная машина - по пальцам можно было сосчитать.

0

11

Lesovik написал(а):

"Казанку", а круче "Сарепту".

"Казанка" у нас не котировалась.
"Крым" (упс!) с баранкой от "шестёрки"

0

12

Lesovik написал(а):

"Казанку", а круче "Сарепту".


Некоторые экземпляры сохранились до наших дней. Впрочем, при взгляде на современную Волгу, меня печалит скорее не отсутствие моторок (импортные катера, впрочем, плавают), а отсутствие "Метеоров" и "Ракет". Хорошие были суда, и было их немало, а сейчас редко-редко можно увидеть одинокий "Восход". Да и вообще движение по реке слабое, хотя давно не 90-е. Кроме того, для переправы используют откровенный хлам.

0

13

Скептик написал(а):

Плюс мотоцикл. Громадное количество мотоциклов было. А чтобы личная машина - по пальцам можно было сосчитать.


По моим впечатлениям, мотоциклы были преимущественно в сельской местности. Видимо, их было проще купить, помимо прочего. У нас в городе на улицах машин было вроде бы и не мало, но вот у кого ни спросишь - ни у кого не было. В те времена, кстати, можно было еще увидеть и "Победу", и ранние модели "Москвича" - хотя понятно, что "Жигули" довольно быстро вытесняли все остальное, кроме уже упомянутой 24-й "Волги".

0

14

Скептик написал(а):

Совершенно точно.
Ко мне это не имело никакого отношения. Сейчас "Смешарики" кажутся чем-то более реальным, чем тогда - "Международная панорама".
Я не знал таких слов, и не мог этого выразить, но я почему-то твёрдо знал (лет в 6-7 уже), что "никогда я не буду на Босфоре" (не говоря уже о Мауна-Кеа).
Но при этом знал, что живу в самой лучше стране.


Интересно, что тогда при каждом удобном случае "пиарили" участие Брежнева в Хельсинкском совещании - но народ как-то ну совсем этим не вдохновлялся.

0

15

A_Safin2 написал(а):

По моим впечатлениям, мотоциклы были преимущественно в сельской местности. Видимо, их было проще купить, помимо прочего.

В универмаге свободно стояли мотороллер, "Минск", "Восход-3м", "ИЖ-Юпитер", Иж-Планета".
В дефиците был только "Урал".

0

16

Скептик написал(а):

"Казанка" у нас не котировалась.
"Крым" (упс!) с баранкой от "шестёрки"


Для Куйбышева (ныне Самара) типичной моторкой был "Прогресс". Делали эту лодку на местном авиационном заводе, а мотор, соответственно - на заводе "Прогресс", который помимо этого выпускал всего-навсего ракеты-носители. Также и местный завод ЗИМ знали благодаря часам на браслете, хотя основная продукция была немножко другая.

0

17

Я поступила в институт и с родителями на новых Жигулях отправились в путешествие в Эстонию. Очень боялись, что "нас там не любят". Оказалось, что не все так запущено. С питерскими номерами везде принимали очень хорошо, особенно в глубинке. Помню у папы вода в бачке омывателя закончилась, он дал мне ведерко и отправил стучать в близлежащий забор. Оттуда вышла женщина, по-русски "ни гу-гу", поулыбалась, забрала ведерко и принесла с молоком. От денег категорически отказалась. У нас появилась проблема: что делать с молоком и откуда взять воду))).
После первого курса отправилась с стройотрядами в Коми. Работала в штабе в Сыктывкаре. Море впечатлений! А потом - замужество. И в 79 году родился мой старший сын. Очень насыщенное для меня десятилетие. Из перечисленного A_Safin2 очень запомнился теракт в Мюнхене и война во Вьетнаме. Остальное - не очень.

0

18

Скептик написал(а):

В универмаге свободно стояли мотороллер, "Минск", "Восход-3м", "ИЖ-Юпитер", Иж-Планета".
В дефиците был только "Урал".

Вот это память.

0

19

Иж-Юпитер был в дефиците.

0

20

A_Safin2 написал(а):

Для Куйбышева (ныне Самара) типичной моторкой был "Прогресс".

"Прогресс" - тоже помню (тёмно-бордовые такие). Но жёлто-красный "Крым" был круче, ИМХО (в нашей местности).
А "Казанка" - это по-лоховски, на "Казанках" пролетарии и колхозники рыбачили.

0

21

Горбунков написал(а):

Вот это память.

Как сейчас помню - подешевели ровно на сто рублей все мотоциклы. Минск стал стоить 390, Восход - 490, Иж-Планета - 850, и так далее.
Ещё "Запор" и "Нива" подешевели на тысячу каждый (но это пораньше, ИМХО).

0

22

eusi написал(а):

Иж-Юпитер был в дефиците.

У нас - нет.
Более того - "Планета" почему-то выше котировалась. Можно было даже выбирать ...цвет (!).
"ИЖ" в ассортименте были оранжевые, ярко-красные и бирюзовые. "Восходы" - орнажевые и жёлтые. "Мински" - зелёные и красные.
Одновременно.
Ещё был мотоцикл - не мотоцикл, мотороллер - не мотороллер, а какой-то гибрид. "Тулица" назывался.
Выглядел абсолютно футуристично по тем временам (коровы пугались).

Вот "Урал" - это был действительно "дифсит". Орехи нужно было сдавать, папоротник, бруснику, соболей.
Урал не покупали, его "выписывали" (с)

ЗЫ.
говорю о 1985-1986 гг.

Отредактировано Скептик (08.12.2015 07:52:30)

0

23

A_Safin2 написал(а):

70-е годы прошлого века очень отличаются от соседних десятилетий

тем, что люди жили  Сегодня лучше, чем вчера, а Завтра жили лучше, чем сегодня. И материально и душевно.
Уникальное время, неповторимое. Нигде и никогда.

+2

24

Иж-Планета был одноцилиндровый, а Юпитер - двух. Планета охлаждался воздушно, Юпитер - жидкостно. Короче, Планета - чисто пацанский мотик, для понтов, Юпитер - на нем уже можно было трудиться в хозяйстве. Тулица - это уже восьмидесятые.
И Урал... Был мотоцикл Днепр с задней скоростью и ведущим колесом на коляске. По-моему, был сильно круче, чем Урал.

Отредактировано eusi (08.12.2015 09:21:07)

0

25

eusi написал(а):

Иж-Планета был одноцилиндровый, а Юпитер - двух. Планета охлаждался воздушно, Юпитер - жидкостно.

У того "Юпитера" было воздушное охлаждение. Точно такое же, как у "Планеты".

Короче, Планета - чисто пацанский мотик, для понтов, Юпитер - на нем уже можно было трудиться в хозяйстве.

Это Вы говорите о "Иж-Планета-Спорт".
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/52/842/52842798_1261652258_1245699313_1ij_planeta_sports.jpg

А обычная "Иж-Планета 5" выглядела вот так и ничем от своего двухцлилиндрового собрата не отличалась:
https://60.img.avito.st/1280x960/1900032760.jpg
Обычный "колхозник".

Отредактировано Скептик (08.12.2015 09:35:38)

0

26

Точно. Про Спорт говорю. Но у Иж-Юпитера, который я помню, было жидкостное охлаждение. Я уже 20 лет не видел мотоцикла с коляской на дороге. :)
Но помню, что Юпитер считался на порядок круче, чем Планета. У нас только Минск можно было купить моментально, и то не всегда. Планету надо было ждать месяц, Юпитер до полугода. Из чего делаю вывод, что Юпитер пользовался большим спросом, чем Планета.
Планета-Спорт был всегда доступен. Он делался для пацанов. Но пацаны, выжившие на Восходах, пересаживались на Яву или Чизет. Планета-Спорт был для мажоров, которые пропустили в развитии стадию Минска или Восхода, а с Явой или Чизетом не вышло из-за отсутствия в продаже.

0

27

eusi написал(а):

И Урал... Был мотоцикл Днепр с задней скоростью и ведущим колесом на коляске. По-моему, был сильно круче, чем Урал.

"Днепров" у нас в райцентре не было.
Была одна "Ява" с коляской, и один убитый "СZ" (без коляски).
Крутизна в то время определялась не крутизной, как таковой, а завозом конкретных товаров в конкретный ОРС или Рыбкооп.
Какой смысл говорить о том, что "Чайка" была круче "Волги", если у нас в райцентре было три "Волги" (райком, исполком, директор Рыбкоопа), а "Чаек" не было никогда?

0

28

eusi написал(а):

Точно. Про Спорт говорю. Но у Иж-Юпитера, который я помню, было жидкостное охлаждение.

Я о жидкостных узнал только что (из Википедии). Каике-то "самые поздние модификации" (с).
У нас были только воздушные.

Но помню, что Юпитер считался на порядок круче, чем Планета.

А у нас нет. Вообще не круче. При прочих равных - дороже, вот и всё.

У нас только Минск можно было купить моментально, и то не всегда. Планету надо было ждать месяц, Юпитер до полугода.

У нас можно было выбирать цвет и браковать из-за микроскопического скола краски.

Планету надо было ждать месяц, Юпитер до полугода. Из чего делаю вывод, что Юпитер пользовался большим спросом, чем Планета.

В советской торговле предложение зачастую (вернее - чаще всего) было никак не связано с спросом.
Где-то ждали год "Юпитер" и два - "Планету", где-то вообще не было ни того, ни другого, а где-то - и то, и другое было представлено в наличии в полной цветовой гамме завода-изготовителя.

Планета-Спорт был всегда доступен.

Ни разу не видел в продаже у нас в райцентре. Более того - ходили слухи, что её не производят больше, потому что слишком много народу на ней разбивается.
Звали её ""Спортак" (почему-то).
Я был мальчик начитанный, и думал, что "Спартак" (в честь древнеримского несистемного оппозиционера).

Отредактировано Скептик (08.12.2015 10:05:27)

0

29

eusi написал(а):

Я уже 20 лет не видел мотоцикла с коляской на дороге.

В деревнях полно. Только вместо коляски - досчатая площадка.
Сено возить, доски, длинномер какой-нибудь скоммуниздить.
А в пассажирском варианте, конечно, нафиг оно нужно. Проще какую-нибудь копейку-шестёрку тридцатилетнюю юзать.

0

30

Есть у Михаила Хазина теория, в соответствии с которой именно в 70-е СССР упустил возможную победу над "империализмом". Упустил, потому что советское руководство не было настроено конфронтационно, не было готово к "дожиманию" противника и вообще не обладало былой решимостью. Вместо нового рывка было решено "обустроить быт". О теории можно, конечно, спорить, однако стремление к "обустройству быта", проявившееся еще при Хрущеве, в 70-е стало довольно очевидным.

В результате семидесятые годы оставили сохранившийся еще и сегодня "архитектурный след". В те годы в городах стали в больших количествах появляться новые кинотеатры, гостиницы и целые жилые кварталы довольно характерного вида.

Несколько примеров:

http://storage9.static.itmages.ru/i/15/1208/h_1449561181_1473892_b1898d6fce.jpg

Концертный зал "Фестивальный", Сочи. Это уже 1979-й год.

http://storage5.static.itmages.ru/i/15/1208/h_1449561449_8221034_16e28d2c23.jpg

Гостиница "Москва", Сочи. 1976-й год. К сожалению, в прежнем виде не существует, фактически уничтожена под предлогом "реконструкции".

Вообще надо сказать, что архитекторы, "пришедшие к власти" в нулевые годы, по непонятной причине воспылали ненавистью именно к зданиям 70-х годов. Сносились такие здания в первую очередь в Москве, а потом дело дошло и до Сочи - видимо, поскольку при Путине это нечто вроде второй столицы.  "Фестивальный" уцелел только чудом, а вообще прежнего Сочи уже, можно сказать, нет - а ведь еще 10 лет назад был, хотя и в упадочном виде.

http://storage4.static.itmages.ru/i/15/1208/h_1449561803_2006407_fad850b07e.jpg

Кинотеатр "Шипка", Самара(Куйбышев), 1975. Сейчас здание еще сохранилось, но заброшено.

http://storage8.static.itmages.ru/i/15/1208/h_1449561891_5389889_7fdf15c44a.png

Кинотеатр "Самара", там же, 1978-й. Сейчас это здание полностью уничтожено. "Шипка" и "Самара" были когда-то лучшими кинотеатрами в городе.

+1


Вы здесь » КЕЛЬТХОЗ » лехторий » Воспоминания о семидесятых