КЕЛЬТХОЗ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КЕЛЬТХОЗ » лехторий » Воспоминания о восьмидесятых


Воспоминания о восьмидесятых

Сообщений 241 страница 270 из 1000

241

Скептик написал(а):

Да уж...Чернобыль сейчас


В 90-e - тоже ужасно, на фоне полной всеобщей деморализации и нищеты. Могли быть действительно сотни тысяч жертв. Ведь представить себе помощь "мирового сообщества" совсем нетрудно - грошовый кредит, пара мешков с рисом и радостное потирание рук "за кадром".

0

242

Страшно даже подумать. Так кто-то из правосеков угрожал же взорвать Запорожскую ГЭС для отражения (воображаемой) российской агрессии, а кто-то из читателей на западе усмотрел в этом намерение российской армии, столь косвенно выраженное(((. Обсуждали.

0

243

Скептик написал(а):

Нечто подобное было и со мной. Даже словосочетание "идеологическая диверсия" прозвучало.
В принципе, если бы на следующем уроке вошли двое в штатском и предложили бы "пройти" - я бы не особенно удивился.
Дело было в 1987 году, кстати.


Мне-то в тот конкретный раз ничего не грозило, орали не на меня, а на комсомольцев из класса "Б". Но в конечном счете свою войну с директрисой я получил - позже и по другому поводу. Впрочем, "людей в штатском" я не ждал, мне просто хотели поставить неуд за поведение - что обозначало исключение из школы и из комсомола. Два дня они совещались, но все же до этого не дошло, и в диссиденты я не попал. Страшная месть последовала по окончании школы - мне влепили тройку по литературе (при отличных оценках во всех четвертях и четверке за выпускное сочинение). Сейчас смешно об этом вспоминать. Впрочем, не исключено, что и я был не так уж прав. В таком возрасте слишком легко идти на принцип и принимать соответствующие решения.

Тогда же я наблюдал и еще одно интересное явление - когда у меня настали "плохие дни" и меня щедро полили грязью на том же  самом общешкольном комсомольском собрании, меня попытались "травить" некоторые персонажи, которые сами никогда не были примерными комсомольцами и хорошими учениками. Они, конечно, и раньше не пылали ко мне какой-то любовью, но тут было нечто новое - раньше я им не нравился как "примерный мальчик", теперь же они поняли, что они правы в своем отношении ко мне не только с "дворовой", но и с официальной точки зрения. И если раньше они меня не трогали, то теперь попытались. Длился этот период недолго, но было интересно.

А потом (лет через пять) эта же самая партог стала крайне преуспевающей владелицей нескольких магазинов в райцентре.


Ну так это же классика. Взять хотя бы комсомольского активиста Ходорковского. Меня на любительском школьном уровне от этого активизма корежило, а он до уровня освобожденного секретаря дошел.

+1

244

В июне 1986-го года я уже работал и даже ездил на работу на ведомственном автобусе. Несмотря на то, что и тогда Чернобыль был зияющей раной, о катастрофе не разговаривали. И не потому, что чего-то опасались - просто и рабочие, и инженеры взахлеб обсуждали совершенно иное событие - чемпионат мира по футболу. Хотя я сам никогда не был большим любителем этой игры, но тот чемпионат запомнил и я. Никогда потом у нашей страны не было такой сильной сборной команды - и тем обиднее был нелепый проигрыш в одной восьмой финала от заведомо более слабой команды Бельгии.

Хорошая статья об этом чемпионате есть здесь:

https://lenta.ru/articles/2014/05/21/footballwc86/

Замечательный рассказ Марадоны, который был тогда молодой, красивый и совсем не толстый, о "руке бога":

— Я и сам не знаю, как сумел выпрыгнуть так высоко. Я выставил кулак левой руки, вратарь Питер Шилтон этого даже не заметил, и первым, кто стал требовать отмены гола, оказался набегавший сзади Фенвик. Не потому, что он это видел, а потому, что не мог понять, как можно выиграть единоборство в прыжке у вратаря. Когда я увидел, что судья на линии побежал к центру поля, то с радостными криками бросился к трибуне, где сидели отец и тесть... Мой старик высунулся наполовину, убежденный, что я забил головой. Я праздновал гол, спрятав левый кулак и глядя искоса на судей, потому как боялся, что они могут что-нибудь заподозрить. К счастью, этого не произошло. Тем временем все англичане бурно протестовали, а Вальдано сказал мне «тс-с-с!», прижав палец к губам, как если бы мы фотографировали медсестру в больнице.

Я прикинулся дурачком, потому что мне не оставалось ничего иного. Я прыгнул, взмыл вверх и выставил кулак позади головы... Мяч, который заставил англичан изойти слезами... Как год спустя я сказал одному журналисту из ВВС: «Это был абсолютно чистый гол, потому что его засчитал судья. А я не тот человек, чтобы сомневаться в его честности».

 

Ну и оба гола Марадоны - один "с божьей помощью", второй честный и невероятный:

0

245

После чернобыльской аварии в пораженных района Украины, России и Белоруссии работали десятки медицинских научных коллективов многих стран мира, включая Штаты и Западную Европу. И продолжают работать, три десятилетия уже.

Цель - понятная, важная: выяснить, как радиация отразилась на заболеваемости-смертности населения.

Итоги сотен начных работ десятков исследовательских команд суммированы в документе ООН - 

http://www.unscear.org/docs/reports/200 … nnex_D.pdf

97. The currently available epidemiological data do not provide any basis for assuming radiogenic morbidity and mortality with reasonable certainty in cohorts of the resiidents of the areas of the three republics and other countries in Europe who received total average doses of below 30 mSv over 20 years [A11, C1, C11, R4, T4]. Any increases would be below the limit of detection. At the same time, it cannot be ruled out that adequate data on the effects of low-dose human exposure will be obtained as further progress is made in understanding the radiobiology of man and other mammals, and using this knowledge to analyse the epide- miological data. This may provide in the future the scien- tific basis for evaluating the radiation health consequences of the Chernobyl accident among residents of areas with low radiation levels.


Имеющиеся данные не дают никаких оснований предполагать с уверенностью (повышенную) радиогенную заболеваемость-смертность жителей пораженных районов трех республик.

Вывод высокой комиссии лучших мировых специалистов - однозначен: нет никаких оснований говорить о повышенной заболеваемости-смертности, нет этого.

Комиссия ООН смотрела на - указано в п.55 - рак щитовидной железы, лейкозы, все сОлидные (ударение на о) раки, сердечно-сосудистые заболевания, катаракту и аутоиммунные тироидиты - потому как известно, что, в принципе, именно эти болезни могут быть связаны с радиацией.

После п.55 анализируются-обобщаются все мировые научные данные по каждому заболеванию в отдельности, в п.97 сделан общий итоговый вывод: нет никаких оснований говорить о повышении заболеваемости.

Отмечу, что ни России, ни Украине, ни Белоруссии, ни международным научным коллективам, ни ООН - нет абсолютно никакого интереса скрывать-принижать что-либо. Но вывод - именно таков.

Отредактировано брат по разуму (11.05.2016 02:22:24)

0

246

A_Safin2 написал(а):

Никогда потом у нашей страны не было такой сильной сборной команды - и тем обиднее был нелепый проигрыш в одной восьмой финала от заведомо более слабой команды Бельгии.

Да уж, чемпионат был замечательный во всех отношениях.
А Евро-88? Пестня!  :cool:

0

247

A_Safin2 написал(а):

мне просто хотели поставить неуд за поведение - что обозначало исключение из школы и из комсомола.

Насчёт комсомола не знаю, а "неуд" за поведение у меня был  :blush: Никто не исключал из школы.
А двое пацанов из класса на учёте в милиции стояли, и школу оба закончили.

Отредактировано Скептик (11.05.2016 07:53:55)

0

248

Скептик написал(а):

Насчёт комсомола не знаю, а "неуд" за поведение у меня был   Никто не исключал из школы.
А двое пацанов из класса на учёте в милиции стояли, и школу оба закончили.


Ну, мне смысл неуда завуч по воспитательной работе разъяснил именно так. Возможно, оно так и было, потому что как раз  в том году соответствующие правила действительно ужесточили. Другое дело, что если бы меня и исключили из школы, то я мог бы перейти в другую. Всё это было неприятно, но довольно декоративно.

Что касается учета в милиции –  как раз по итогам лета 1986-го один из моих одноклассников как раз попал на такой учет – за страшное преступление, похищение трехлитровой банки сока в столовой летнего трудового лагеря. Тоже был скандал, его взяли на поруки – и уже в начале сентября 1986-го, он «взял покататься» чужой мотоцикл. Это уже было серьезно, но как-то и в этот раз ему удалось вывернуться. Однако возмездие было не за горами – по весне следующего, 1987-го года он и его не менее умный друг познакомились со студентками 5-го курса университета и вступили с ними в интимную связь, после чего обе оказались беременными. Итогом стали два законных брака…

0

249

Скептик написал(а):

Да уж, чемпионат был замечательный во всех отношениях.
А Евро-88? Пестня!


Тут опять же есть деталь - основой сборной СССР 1986-го года было киевское "Динамо". Все приглашенные игроки в первые дни аварии на ЧАЭС были в Киеве. На них тоже сыпалась радиоактивная пыль. Про 88-й чуть позже.

0

250

И снова стадион и трибуна с картинками:

http://storage5.static.itmages.ru/i/16/0511/h_1462944357_9072231_73cd3f4260.jpg

Но на сей раз меня на этой трибуне нет, ибо это Лужники, а сам повод для праздника куда более крупный - Игры Доброй Воли, самое позитивное событие 1986-го. Это был первый реальный шаг к отмене апокалипсиса, так как достичь прогресса на переговорах пока что не удавалось. К сожалению, сейчас об этом мероприятии почти не вспоминают, а ведь и для спортсменов это было крайне важно после двух испохабленных Олимпиад.

0

251

Остаток лета того года проходил довольно спокойно. Правда, мой отец, побывавший в командировке в Белоруссии, вернулся в шоке после бесед с жителями Гомеля - там последствия Чернобыля ощутили многие. Но всё это было так или иначе на уровне слухов, ситуация более или менее успокоилась. Ну и действительно, как сейчас известно, период растерянности уже прошел, работы в "30-километровой зоне" шли планомерно - хотя понятно, что и тогда угроза не вполне минула.

Помню, что в августе 1986-го на центральном телевидении впервые показали сериал "Спрут" - это тогда тоже стало темой для обсуждений. Но увы - в самый последний день лета произошла новая катастрофа.

http://storage5.static.itmages.ru/i/16/0511/h_1462945165_7315887_b3015db2bb.jpg

Еще сохранялся шок от Чернобыля - и тут его усугубили. Гибель "Адмирала Нахимова" удручала своей "необязательностью", столкновение с "Петром Васёвым" было полнейшей, чудовищной нелепостью. Угнетало и то, что большинство погибших - это были женщины, и то, что судно тонуло в каких-то четырех километрах от берега - и всё равно погибли сотни людей. Новый страшный признак будущего распада - вот что такое это было.

0

252

A_Safin2

тем обиднее был нелепый проигрыш в одной восьмой финала от заведомо более слабой команды Бельгии.

Не подходит здесь слово нелепый.  Это был поставленный проигрыш.  И первый, и второй голы бельгийцев были забиты из явного "вне игры" - Шифо и Кулеманс находились в метровых офсайдах.
Я записал этот матч на видео, много раз прокручивал и матерился. И лайнсмен, и главный арбитр - большие и наглые сукины дети.
А футболисты в той сборной СССР были классные. Могли пройти и до финала.

0

253

Lesovik написал(а):

Не подходит здесь слово нелепый.  Это был поставленный проигрыш.  И первый, и второй голы бельгийцев были забиты из явного "вне игры" - Шифо и Кулеманс находились в метровых офсайдах.
Я записал этот матч на видео, много раз прокручивал и матерился. И лайнсмен, и главный арбитр - большие и наглые сукины дети.
А футболисты в той сборной СССР были классные. Могли пройти и до финала.


Если поставленный - это предполагает умысел. А какие мотивы? Не спорю, выглядело все крайне некрасиво. И всё-таки - лучше все-таки даже из явного офсайда не пропускать. На всякий случай. Так что тут и недоработка нашей команды.

0

254

A_Safin2 написал(а):

Если поставленный - это предполагает умысел. А какие мотивы? Не спорю, выглядело все крайне некрасиво.

А у Капри какие мотивы? Просто свинья.

0

255

Lesovik написал(а):

A_Safin2

Не подходит здесь слово нелепый.  Это был поставленный проигрыш.  И первый, и второй голы бельгийцев были забиты из явного "вне игры" - Шифо и Кулеманс находились в метровых офсайдах.
Я записал этот матч на видео, много раз прокручивал и матерился. И лайнсмен, и главный арбитр - большие и наглые сукины дети.
А футболисты в той сборной СССР были классные. Могли пройти и до финала.

Запись, конечно, не сохранилась. Ну чтоб не плевать в спину судье, столь Вам привычно.

0

256

A_Safin2 написал(а):
Никогда потом у нашей страны не было такой сильной сборной команды - и тем обиднее был нелепый проигрыш в одной восьмой финала от заведомо более слабой команды Бельгии.

Слабая Бельгия не уступила Испании и прошла в след. круг. Лидеры ее в ведущих клубах играли.
Упертость Лобановского и не фарт - все дела.

0

257

kamaz написал(а):

Запись, конечно, не сохранилась. Ну чтоб не плевать в спину судье, столь Вам привычно.

Вас, как видно, очень увлекает процесс брехни (укр. лит.).
В следующий раз Вы замените плевок в спину, на удар ножа в спину.

0

258

kamaz

Слабая Бельгия не уступила Испании и прошла в след. круг. Лидеры ее в ведущих клубах играли.

Брехня (укр. лит.).
В серьёзном европейском клубе играл лишь  один (прописью) футболист сборной Бельгии - вратарь Жан-Мари Пфафф (Бавария). Все остальные (кроме Геретса*) играли в бельгийских - очень сереньких - клубах.

* - Геретс играл за ПСВ. Но ПСВ в 1986 г. (до эпохи Хиддинка) только с похмелья можно отнести к ведущим клубам Европы.

0

259

Lesovik написал(а):

kamaz

Брехня (укр. лит.).
В серьёзном европейском клубе играл лишь  один (прописью) футболист сборной Бельгии - вратарь Жан-Мари Пфафф (Бавария). Все остальные (кроме Геретса*) играли в бельгийских - очень сереньких - клубах.

* - Геретс играл за ПСВ. Но ПСВ в 1986 г. (до эпохи Хиддинка) только с похмелья можно отнести к ведущим клубам Европы.

Теперь вот и бельгийцев оплевали. А их то за что!
ПСВ кубок УЕФА выигрывали, еще до "эпохи Хиддинка". Кубок чемпионов /в эпоху Хиддинка?/ через пару лет после чемпионата 1986г.
Это про ПСВ. А еще на раз выгугливаются Интер, Монако...
Конечно не Говерла и не Маккаби, но все же. :)

0

260

Завершился роковой 1986-й год событием, которое в некотором роде было ещё хуже Чернобыля. Это беспорядки в Казахстане, которые происходили в основном в Алма-Ате и Караганде. Тем самым был дан старт распаду СССР по национальным границам.

По каким-то не вполне понятным для меня политическим причинам у нас до сих пор уделяют крайне мало внимания как этим беспорядкам, так и тому, что происходило и происходит в независимом Казахстане. Про прибалтийских "неграждан" мы знаем, про украинские бандеро-голодоморные фантазии тоже знаем, а вот про то, что в 90-х в Казахстане, при правлении нашего вечного друга Назарбаева процветал самый настоящий национальный гнёт, вплоть до физических расправ по национальному признаку - полное молчание.

Так вот Назарбаев - один из возможных организаторов беспорядков 1986-го года. Этот конфликт стал первым в СССР, задолго до возникновения напряженности в Карабахе и в Грузии. Движущей силой беспорядков стала национальная казахская интеллигенция и студенты. Весьма похоже на все последующие Майданы. 

В общем, год выдался еще тот. И даже это не всё - произошло ещё одно важное событие с далеко (до нынешних дней!) идущими последствиями. Это событие требует более детального рассмотрения.

+2

261

Это произошло в мае 1986-го - опять-таки в том месяце, когда в зоне вокруг Чернобыльской АЭС разворачивались самые драматические события. Речь идёт, однако, не о стихийном бедствии, или аварии, а о V-м съезде Союза Кинематографистов СССР. Тогда об этом писали и говорили очень много. В последующие несколько лет этот съезд называли "знаменитым" и считали главным событием всей истории отечественного кинематографа. А вот потом... Ради любопытства советую почитать соответствующую статью в Википедии - в этой статье нет практически ничего!

Поскольку сам я участником или свидетелем съезда и последующих бурных событий не был,  поэтому приходится ориентироваться на источники. А они разноречивы - при этом стенограммы выступлений отыскать мне не удалось. Тоже довольно показательно. Не нужно думать, будто речь идёт о чём-то узкоспециальном, кстати. Достаточно сказать, что на мероприятии на всём его протяжении присутствовали лично М.С. Горбачёв и А.С.Яковлев, идеолог перестройки. Это опять же - в самые тяжелые дни чернобыльской эпопеи, не говоря уже о прочих государственных делах.

Для понимания - Союз Кинематографистов, строго говоря, не управлял созданием и прокатом фильмов . Для этого имелась другая инстанция - Госкино. К моменту проведения съезда сложилась своего рода революционная ситуация - кинематографисты не хотели, Госкино не могло.  Итак, первый источник, автор которого, видимо, пытается быть объективным, но получается средне:

http://kinoart.ru/archive/1999/11/n11-article21

Цитаты далее не по порядку, я просто выбираю наиболее существенные места:

V съезд кинематографистов называли историческим, а теперь иногда говорят "истерический", называли революционным, а сегодня заключают это слово в кавычки и вкладывают иронию. Так охотно пересматривают многие мои коллеги свое отношение к этому съезду.
...
Государственный кинематограф, о котором сейчас вспоминают с такой ностальгией, верно шел к своему кризису. Цифры, в свое время опубликованные начальником главка кинопроката Евгением Войтовичем, показывали, что уже к 1984 году наше кино стало дотационным, что основные сборы делали зарубежные фильмы, а если говорить об отечественном кино, то первенство было за картинами прошлых лет, которые тогда еще так активно не эксплуатировались телевидением. Недавно просмотрев список фильмов 1982 - 1984 годов, я просто физически ощутил, как происходило вымывание из кино всего серьезного, острого, каким усредненным и однообразным становился репертуар и как заметно снизился уровень дебютов.

Бессмысленно подсчитывать, сколько хороших или сколько плохих фильмов было снято в первой половине 80-х годов. Плохих было значительно больше, а еще больше - никаких.
...
В истории "Покаяния", конечно, уникальна роль Э.А.Шеварднадзе, который взял на себя риск запуска фильма, нашел деньги, не обращаясь ни в Госкино, ни в Гостелерадио СССР.
...
Была ли у основных руководителей Союза иная перспектива, нежели фиаско на очередном, отнюдь не чрезвычайном съезде? Ясно было, что при смене курса тем, кто очень активно "совпадал" со старым, надо уйти. При этом сама смена курса была не вполне ясна. Ну, объявлена перестройка, провозглашена гласность, но, в общем-то, все шло по канону хорошо известному и знакомому. Перечитайте стенограмму и вы убедитесь: ничего из того, что потом стали связывать с V съездом - резкое изменение ситуации в кинопроизводстве, создание новых студий, частная инициатива в производстве и в прокате, - в те дни озвучено не было. Была критика персональная.
...
Умно и резко говорил Ролан Быков о гибели детского кинематографа. Павел Лебешев сквозь призму бед и проблем операторского цеха разглядел и указал на несовершенство последних работ Евгения Матвеева, Сергея Бондарчука.
...
Драматизм съезда был заявлен много раньше. Состоялись выборы делегатов. Более мирно прошли конференции критиков, драматургов, но когда собрался цвет московской режиссуры, произошел скандал. Что творилось в душе Кулиджанова, знает только он сам. (Думаю, это были очень тяжелые для него минуты, поскольку, не устану повторять, он - человек, обладающий совестью.) Его окружение заметно нервничало. Вел собрание С.Ростоцкий, и когда стало ясно, что многие генералы не попадут в список делегатов съезда, он даже пытался объяснить, что, мол, никакого значения не имеет и не будет иметь, избраны ли вы делегатом или не избраны, все будут равны, у всех - и с мандатами, и с гостевыми билетами - будут одинаковые шансы попасть в руководящие органы Союза кинематографистов. Это было встречено смехом, улюлюканьем.
...
Я помню растерянного Никиту Михалкова, не прошедшего в правление. Он показывал мне бюллетень голосования: смотри, мол, вот этого, которого никто не знает, конечно, выбрали, а меня не выбрали. Позже обсуждение мотивов его неизбрания приобрело целенаправленный характер. Да и сейчас говорят, что его не выбрали, потому что он посмел заступиться за С.Бондарчука. Как же тогда объяснить неизбрание Владимира Меньшова, который и перед съездом и на съезде был ярым и яростным оппонентом Сергея Федоровича? Все сложнее. При том, что все и проще.

Забегая вперед, скажу, что Александр Николаевич Яковлев, с которым я познакомился именно в дни V съезда и с которым меня, к моей радости, связывают годы приязни, спросил меня как-то, улыбаясь, в свойственной ему хитроватой манере: "Ну что, здорово мы вас обошли с Элемом Климовым?"
...
На первый пленум обновленного Союза, на встречу с Элемом мы шли в благодушном настроении. Самое тяжелое, самое волнующее - выборы на съезде - позади. А теперь мы выберем секретариат из своих, из тех, кто нам близок и кто не запятнан прошлым благополучием и близостью к начальству.

Но свершилось неожиданное. Элем после первых проникновенных, трогательных фраз о бессонной ночи, о долгих раздумьях, как жить Союзу, рассказал о том, что надумал. И последовала не просто жесткая, но жесточайшая, уничтожающая критика государственно-партийной монополии в кинематографе. Он даже не столько говорил о прошлом Союзе, сколько обозначил следующий рубеж атаки - Госкино СССР и вся его система.
...
Команда Элема Климова последовательно и активно начала разрабатывать новую модель кинематографа. Я не был ее слепым адептом, а у многих она вызывала и резкое неприятие. На этой почве происходили конфликты и с Климовым, и с членами нового секретариата
...
Но начнем с того, что бешеная работа климовского секретариата по переустройству нашего кино менее всего носила характер экономический. Сегодня это особенно ясно, хотя сразу же, буквально в первые месяцы знаменитых "деловых игр", "мозговых атак", "интеллектуальных ударов" в работу Союза были вовлечены замечательные экономисты - будущие академики Николай Петраков и Дмитрий Львов, будущая звезда наших финансов, совсем тогда еще юный Андрей Вавилов. Были вовлечены также крупные социологи. Но несмотря на профессионализм участвующих в разработке новой модели, на широкий охват проблем кино, превалировала одна и пламенная страсть - желание разрушить монополию государства, ликвидировать диктат Госкино (в производстве фильмов прежде всего).
...
Кинематограф, по-прежнему безответственный перед зрителем, стал в те годы каким-то политически насупленным. Один из критиков даже бросил лозунг, что любой проблемный фильм лучше любого развлекательного. Если вдуматься, это страшная формула. Сказалось, видно, наступившее в стране информационное помрачение. Считалось, что для жителя СССР митинг, сенсационная статья в газете, острая передача по телевидению - главная духовная пища.
...


Продолжу попозже...

+1

262

kamaz

Кубок чемпионов /в эпоху Хиддинка?/ через пару лет после чемпионата 1986г.

Убирайте знак вопроса. Хиддинк принял ПСВ в 1987 г. и превратил его в серьёзную команду.

А еще на раз выгугливаются Интер, Монако...

Зачем брешете (укр. лит.)? Приведёте имена игроков сборной Бельгии из состава ЧМ 1986 г., которые играли в Интере и Монако?
Не сможете, брехунец...

Отредактировано Lesovik (12.05.2016 09:21:43)

0

263

Lesovik написал(а):

Зачем брешете (укр. лит.)? Приведёте имена игроков сборной Бельгии из состава ЧМ 1986 г., которые играли в Интере и Монако?
Не сможете, брехунец...

Винченцо Шифо

0

264

Скептик написал(а):

Винченцо Шифо

Клубная карьера*
1983—1987 Андерлехт

0

265

Приведёте имена игроков сборной Бельгии из состава ЧМ 1986 г., которые играли в Интере и Монако?

(с)

0

266

Продолжаю про V-й съезд Союза Кинематографистов СССР. Источник второй, восторженно-либеральный (где говорится о Майдане - имеется в виду Майдан 2004-го года):

http://seance.ru/blog/orange-may/

Оранжевый май

...
Те, кто свидетелями не были, слышали, что на Пятом съезде травили Бондарчука и Михалкова, а потом пришёл Климов и разрушил кинематограф. В передачах гостелеканалов «пропагандоны» называют Пятый съезд диверсией в отношении национальной безопасности.

Это была последняя модернистская акция перед тотальным нашествием на Россию постмодернизма. И это же — первая из оранжевых революций. Поскольку позднее я был свидетелем другой, киевской, могу констатировать явное типологическое сходство. Здесь был свой Майдан, прямо на территории Кремля, не расходившийся до утра, пока члены счётной комиссии, пряча ужас в глазах, бегали к начальству в попытках скрыть страшную правду. Здесь был саспенс. Венгерский режиссёр Ласло Лугоши сказал потом, что дежурные выступления делегатов «братских киносоюзов» из соцстран, прерывавшие драматический сюжет съезда, напоминали телефонные звонки во время полового акта. Здесь была мистика: по кремлёвскому саду ходил солдат с соколом на плече, в разгар сухого закона делегаты пили водку из ладоней Маргариты Тереховой, пахло исторической предопределённостью.
...
На самом деле Пятый съезд как авангардное событие перестройки был неизбежным вскрытием нарыва на теле советской идеологии, экономики и киноиндустрии — несмотря на многие достижения последней. Лучшие режиссёры годами простаивали, другие (достаточно назвать Тарковского) подались за границу и были преданы на родине анафеме. Первой акцией новой кинематографической оттепели стало создание Конфликтной комиссии, вытащившей более двухсот пятидесяти фильмов из полузабвения, а многие — из небытия. Когда на следующий день после съезда я полетел по другим делам в Тбилиси, там меня ждал фильм «Покаяние» и известие о том, что я назначен председателем Конфликтной комиссии. Возвращался я в Москву уже на поезде с драгоценной плёнкой, вытащенной из цензурного сейфа.
...
Деятели перестройки взялись соединить несоединимое: провозгласили рыночную реформу в киноиндустрии, пытаясь в то же время возродить мечту революционного авангарда об идеальном искусстве и идеальном зрителе. Для них стало полной неожиданностью то, что впоследствии публика потребовала грубых зрелищ, а кинематографисты стали снимать ей на потребу. Выступив в роли народных мстителей против господства партократии, они поставили заслон официозному и вульгарно коммерческому кино, искренне полагая, что свободное место в сознании миллионов займут Бергман и Тарковский. Чего, естественно, не произошло. Однако революция открыла шлюзы: хлынувшие потоки смыли цензуру и открыли мировому кино доступ на советские экраны.

Революция на Пятом съезде освободила кинематограф от догм и запретов. И она обеспечила как минимум десятилетие практически неограниченной свободы. Как ею воспользовались кинематографисты, привыкшие творить в позиции перманентного сопротивления или в попытках обмануть цензуру — другой вопрос. Практически всё старшее поколение режиссеров, а за ним и среднее, увязло в затяжном творческом кризисе. Исключения лишь подтверждают правило.
...
Спустя двадцать пять лет могу с уверенностью сказать, что если бы не Пятый съезд, не было бы поколения кинематографистов, делающих сегодня свободное, социально ответственное кино, не было бы целой когорты авторитетных имён, не складывалась бы, хотя и в муках, новая российская киноиндустрия. Сегодня она сталкивается с новой формой застоя и острыми проблемами развития, которые во многом напоминают предсъездовское состояние. Эти проблемы — ни в коей мере не дальние последствия Пятого съезда, а результат ошибок в кинематографической политике, допущенных уже в нулевые годы, и деградации Союза кинематографистов при его нынешнем руководстве.

0

267

Спустя двадцать пять лет могу с уверенностью сказать, что если бы не Пятый съезд, не было бы поколения кинематографистов, делающих сегодня свободное, социально ответственное кино, не было бы целой когорты авторитетных имён, не складывалась бы, хотя и в муках, новая российская киноиндустрия.

делегаты пили водку из ладоней Маргариты Тереховой, пахло исторической предопределённостью.

Гвоздь бы ему голову забить.

0

268

Ну и третий источник, в рамках попытки выстроить единую общепринятую версию истории отечественного кино:

http://unikino.ru/история-союза-кинематографистов-рф/

В мае 1986 года – светлое утро перестройки в стране только-только зачиналось – все пошло не так.

Делегаты, избранные на 5-ый съезд СК СССР, оказались какие-то «не такие». Главного докладчика о невиданных успехах и расцветах советской киномузы Л.Кулиджанова даже не пожелали дослушать и попытались согнать с трибуны под дружный свист и улюлюканье. С последующими ораторами, пытавшимися подхватить продолжить начатую Кулиджановым песнь, поступили точно также. Их захлопывали и освистывали, не давали даже договорить. Когда же другие витии начинали гневно клеймить чиновников-самодуров из Госкино СССР, зал взрывался аплодисментами и ревел от восторга.

Древние стены БКД за всю свою богатейшую историю, пожалуй, еще не видели и не слышали такого непотребства. Охранники из девятого управления не успевали выгребать из туалетов горы бутылок из-под водки. Главные прорабы перестройки – Михаил Горбачев с Александром Яковлевым с интересом и, видимо, «с чувством глубокого удовлетворения» наблюдали из президиума за творящимся в зале.

Праздник непослушания кончился совсем скандально. Прежнее руководство Союза под свист и улюлюканье с треском было выставлено за дверь. В состав нового правления избрали в основном из числа тех, кого гнобило или, по крайней мере, не слишком ласкало Госкино СССР.

И главная сенсация, в которую даже трудно было поначалу поверить – новым лидером СК стал Элем Климов. Талантище каких мало, человек с безупречной репутацией — честный, сильный, смелый, таранный, бескомпромиссный.

Позднее Климов свое триумфальное вознесение из подполья в кресло председателя творческого союза квалифицировал одной фразой: «Попал под поезд».

Однако тогда, в мае 1986 его избрание означало мятеж в , действительно, насквозь протухшем госкиношном царстве. И поначалу у нового лидера СК и его команды все шло здорово и удачно.

Уже в самые первые дни после съезда, который долгое время называли не иначе как «революционным» была избрана Конфликтная комиссия, которая занялась реабилитацией запрещенных фильмов. Используя таранную силу радикально обновленного СК и попутный перестроечный ветерок, комиссия достаточно быстро добилась освобождения и выпуска на экраны страны что-то около трех десятков запрещенных в застойные годы фильмов. Среди них было и знаменитое «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, выход которого на массовый экран стал рубежным событием в общественно-политической жизни страны.
...
Но, конечно, главным детищем и самой большой заботой климовской команды( как , впрочем. и у пырьевского СК) , стала разработка организационно-экономической реформы отрасли – так называемой «Базовой модели кинопроизводства».

С этой реформой кинематографисты связывали самые большие, самые светлые свои надежды. Она предусматривала принцип общественно-государственного управления кинематографом, равные партнерские права и отношения между государственными управляющими структурами и кинематографическим сообществом в лице СК СССР и других общественных организаций.

Нужно отметить, что все эти принципы еще в 60-70-е годы были опробованы Экспериментальной студией Г.Чухрая. Тогда даже на официальном уровне итоги ее десятилетней деятельности были признаны вполне успешными. Тем не менее перевести всю киноотрасль на приципы чухраевской «Эксперименталки» тогдашнее руководство страны не решилось. Долго не рашалось оно сделать этот шаг уже и в годы грянувшей перестройки. А потому процесс утверждения «базовой модели» в партийно-государственных инстанциях затянулся почти на три года.

18 ноября 1989 года рыжковский Совмин наконец разразился постановлением №1003 «О перестройке творческой, организационной и экономической деятельности в советской кинематографии». Однако к этому времени в стране очень многое успело перемениться, Так до появления постановления №1003 было дано разрешение организовывать кооперативы самого разного профиля. А в том числе – и кооперативы по производству и прокату фильмов. Быстро возникло частное кинопроизводство – так называемые «независимые студии», а следом и независимые прокатные организации.

И на светлой заре начинавшейся киноперестройки она носила во многом спотанный, импровизационной характер. Процесс разрушения и демонтажа прежней системы управления киноотраслью явно опережал процесс утверждения и ввода в действие новых принципов ведения кинодела. С появлением же наряду с государственными производящими киноорганизациями частных студий кинопроцесс принял абсолютно хаотичный и непредсказуемый характер.
...
Старые механизмы управления кинопроцессом были к тому времени полностью разрушены, новые не созданы. Верх взяли пламенные апологеты «чистого» рынка. Громко и дружно они затянули свой гимн : «Рынок все расставит по своим местам…»

Он и расставил.

Но совсем не так, как о том грезилось в либеральных мечтаниях.

Крах СССР и его последствия привели к тому ,что о судьбе вожделенной некогда «базовой модели» вообще уже пришлось навсегда забыть…

Денег на кино у новой российской власти тоже долгое время не находилось. Зато они нашлись у быстро жиревшей и набиравшей силу мафии. Экран в мгновение ока утонул в нечистотах.

В одночасье произошло и почти тотальное перестроение в рядах кинематографических кадров. Большинство достойных людей либо как-то потерялись, либо вообще исчезли из виду. Зато все амбициозные ничтожества выступили в роли главных трибунов и властителей дум. Кинематографические лилипуты оказались на пъедесталах славы. На самых почетных местах и хлебных должностях.

Вновь сбылись священные слова пролетарского гимна: «Кто был никем. Тот станет всем…»

С самой же отечественной киномузой случилась обратная метаморфоза. Она практически испустила дух.
...
Таких бесславных и позорных финалов не знала ни одна из бесчисленных перестроек, выпавших на долю несчастной российско-советской киномузы. Итог тем более ошеломительный, что в отличие от всех прежних киноперестройка времен Горбачева впервые осуществлялась не по принуждению дуболомов из Агитпропа ЦК ВКП(б), а по инициативе и планам самих кинематографистов. Причем осуществлять намеченные реформы намеченные взялись если не лучшие из лучших, но и далеко не последние представители нашего киносообщества.

И вот при всем при том, что разрабатывали план реформ исходя из самых благих побуждений — а начали осуществлять их опять-таки вроде достойные и приличные люди — вышло такое гадкое и преогромное тьфу…


Уже эти три источника дают возможность для определенного анализа. Мой анализ, будет, конечно, субъективным, но уж какой есть.  Перед тем, как привести его, хочу подчеркнуть, что кино - это не просто развлечение, но и способ активного формирования "общественного сознания", а это значит, что здесь есть прямая связь и с тем, что произошло в эти годы со всей страной.

0

269

A_Safin2 написал(а):

хочу подчеркнуть, что кино - это не просто развлечение, но и способ активного формирования "общественного сознания"

Уважаемый A_Safin2, Вы забыли еще про музыку :rolleyes:
"Сегодня слушаешь ты джаз, а завтра Родину продашь!"  - это ведь тоже из области активного формирования "общественного сознания".
Не вовремя, конечно, но первые пластинки со словом "джаз" в названии (за исключением "теа джаз" Утесова) появились в середине 60-х, так что разложение началось раньше :rolleyes:

0

270

Nestor написал(а):

A_Safin2 написал(а):хочу подчеркнуть, что кино - это не просто развлечение, но и способ активного формирования "общественного сознания"

Уважаемый A_Safin2, Вы забыли еще про музыку  "Сегодня слушаешь ты джаз, а завтра Родину продашь!"  - это ведь тоже из области активного формирования "общественного сознания".
Не вовремя, конечно, но первые пластинки со словом "джаз" в названии (за исключением "теа джаз" Утесова) появились в середине 60-х, так что разложение началось раньше

ППКС.

Всё больше убеждаюсь в том, что любая пропаганда действенна лишь тогда, когда совпадает с общим трендом в сознании заметной части граждан, а иначе она или просто игнорируется или осмеивается, если период кризисный и народ напряжен и раздражен - то еще и обругивается. Так же и кино - или востребованное направление воспринимается на ура, как откровение и достижение, или проходит тихим фоном, если не отрицательно воспринятым и обруганным явлением.

Все вопли ФНЛовцев и им подобных про "зомбированное через ТВ и СМИ быдло" - из серии тех же заблуждений и недооценки способности народа иметь своё мнение не на основании внушения, а исходя из своего жизненного опыта и своих жизненных ценностей и установок. Влиять на мнение пропаганда может, но фомировать его основы - нет.

+1


Вы здесь » КЕЛЬТХОЗ » лехторий » Воспоминания о восьмидесятых