КЕЛЬТХОЗ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КЕЛЬТХОЗ » дебаты » SpaceX, что будет, чем сердце успокоится.


SpaceX, что будет, чем сердце успокоится.

Сообщений 181 страница 184 из 184

181

Статья слишком большая для публикации целиком, так что воспользуюсь сообщением с уже сделанной выборкой выдержек одного из форумчан с Яблочного сада.

DimmiYur' date='26.2.2018, 13:09 написал(а):

Как Илон Маск обогнал Россию
Выдержки из статьи:
"АРХЕОЛОГИЯ. БУДУЩЕЕ.
Сергей Медведев
Как Илон Маск обогнал Россию
Гости программы: независимый эксперт по космонавтике Вадим Лукашевич и основатель космической компании «Галактика» Алия Прокофьева.
…………………………………………..
Частные космические компании развиваются по всему миру и уже не кажутся экзотикой, чего нельзя сказать о России, где космические программы и политика полностью находятся в руках государства. Лишь после успехов SpaceX в отечественной космонавтике заговорили о привлечении частного бизнеса. Но одно дело - запуск спутников для решения таких наземных задач, как, например, навигация, и совсем другое - фундаментальные космические исследования. Разумеется, последние требуют немалых мощностей и вложений, а финансовой отдачи от таких программ ждать не приходится.
Таким образом, частный космос, если и существует в России, то только в зачаточном состоянии. И неизвестно, появится ли здесь свой Илон Маск, который сможет объединить коммерческие интересы с фундаментальными научными интересами.
……………………………..
Алия Прокофьева: Я считаю, что Маск преследовал две очень классные цели. Первая - это пиар, но очень яркий, жизненный. Он показал, что у него есть сверхтяжелый ракетоноситель, что две ступени успешно вернулись, совершили посадку, и это технически возможно.
Второе: если говорить больше в плоскости бизнеса и технологий, то он показал возможность ракетоносителя своей будущей спутниковой группировке. У Маска есть проект низкоорбитального интернета, и он показал, что это технически реализуемо.
…………………………………
Вадим Лукашевич: Проблема космонавтики сегодня в том, что она стала безнадежно тоскливой и скучной. Ведь когда началась космонавтика, когда пели «на Марсе будут яблони цвести», то было все понятно — сначала первый спутник, потом первый человек, первая стыковка... Потом возникли орбитальные станции — это был некий промежуточный этап, чтобы мы научились жить в невесомости. За ними и у нас, и у американцев подразумевалось освоение Луны, Марса, орбитальные города.
И на этом промежуточном этапе мы застыли на 50 лет. Если мы сейчас посмотрим, чем занимаются космонавты на космической станции, то там, в самом деле, скучно: ремонт беговой дорожки, ремонт туалета, - то есть они обслуживают систему жизнеобеспечения, а экспериментов очень мало. Мы спустились с крыльца, подошли к последней ступеньке, занесли ногу и болтаемся в таком состоянии, на одной ноге уже 50 лет. Дальше особой перспективы нет.
А Маск вернул нам мечту, он сказал: ребята, мы пойдем другим путем. Он сделал то, что всколыхнуло людей, которые совершенно далеки от космонавтики. Да, это у него бизнес, это прагматизм, но вот этим эффектным шоу он капитализирует свой имидж, он вернул космонавтике этот кураж, драйв.
………………………….
Говорят, что он не сделал ничего нового, но можно сказать, что сейчас этим запуском он сделал нечто новое в истории космонавтики. Во-первых, впервые в истории космонавтики взлетала ракета с таким количеством двигателей — 27 двигателей одновременно запускаются на земле. У нас была Н1, но она 14 лет пыталась взлететь, а толком так и не взлетела. Маск на первых ракетах и на Falcon продемонстрировал многоразовый принцип.
У нас были проекты авиационной посадки, посадки на парашютах. Маск впервые реализовал вертикальную посадку, спасение блоков. Здесь он показал нам синхронную посадку двух блоков. ……………… И он успешно испытал самую мощную на сегодняшний день ракету XXI века.
……………………………………….
«Ариан» выводит около 20 тонн, наш «Протон» - 20-22 тонны. Наша «Ангара», летавшая в нормальном состоянии всего один раз, - порядка 26 тонн. Самый тяжелый американский носитель «Титан» - это где-то 30 с небольшим тонн. Маск выводит на низкую орбиту порядка 55-63 тонн, то есть это сверхтяжелая ракета.
……………………………..
Маск обнулил ту космонавтику, которая была до него. Он нажал кнопку «reset» и загрузил ее по новой. Я уверен, сегодня в Америке Гагарина уже нет, уже есть Маск. Это новое дыхание, это совершенно параллельная космонавтика, и она родилась у нас на глазах.
…………………………….
Алия Прокофьева: Да, то, что он сделал, — это по уровню шага было как запуск первого искусственного спутника Земли в 1957 году, когда, по сути, открыли возможность того, что можно перемещаться в космос. А Маск шагнул на следующую ступеньку.
……………
Маск, по сути, открывает космос для всех, он сделал классное шоу, очень правильную популяризацию и модное направление. Она начала потихоньку развиваться в 2000-х годах, а сейчас это стало очередной точкой апогея.
………………………………..
Вадим Лукашевич: Если говорить о колонизации Марса, то частник здесь, конечно, еще долго не появится. Стратегия Америки сейчас в том, что околоземная орбита, прикладная космонавтика, кроме военных приложений, сейчас практически вся частная, но и пилотируемая космонавтика — это частники. Государство оставляет себе военный космос, науку, дальний космос и пилотируемые полеты за пределы земной орбиты, то есть это Луна, поверхность Луны, пояс астероидов и так далее. Все, что на Земле и вокруг Земли, — это частники.
Если мы говорим о нашем бизнесе, о его зачатках, то тут разительные отличия. Американское государство создает этот бизнес, формирует его. Мало того, что оно выдает частникам деньги, формирует бизнес-среду, включая юридические законы и прочее. Сейчас в Америке модно, чтобы у каждого штата был свой космодром.
Вот мы с вами, допустим, покупаем билет и летим в Петербург - мы же не покупаем самолет. Сейчас американское государство поступает так же, оно говорит Маску: сделай корабль и будешь возить моих астронавтов. Я у тебя буду покупать услугу доставки.
……………………………..
Сергей Медведев: Но Маск такой один? В мире есть еще такие же, сопоставимые частники?
Вадим Лукашевич: Они сейчас создают три космических корабля, у «Боинга» есть «Орион». Государство говорит: ребята, создавайте космические корабли, я буду их использовать. Объявляется конкурс, приходят частные компании, в этом конкурсе побеждают несколько компаний, и каждой выдается грант. Через какое-то время проходит новый этап конкурса с более детальными проработками. Государство говорит: мне нравишься ты, ты и ты, а вы не прошли. Но это не значит, что вы теперь вернете деньги или будете мне обязаны. Нет. Потом с ними заключаются контракты. Маск, имея контракт, может идти на финансовый рынок и привлекать инвестиции под контракт, потому что у него есть сбыт. У нас в России есть люди, которые готовы этим заниматься, но они не могут найти финансовые средства.
…………………………
Вадим Лукашевич: Классический пример — Михаил Кокорич, бывший владелец «Техносилы». молодой, активный, инициативный, он продал бизнес (называлась сумма порядка ста миллионов) и решил заниматься космосом. У нас же это сделать невозможно. В итоге он входит в этот бизнес только тем, что встречается лично с главой Роскосмоса Поповкиным и они, сидя у него в кабинете, договариваются: ладно, ты сделай спутники, я у тебя их куплю. Соответственно, Кокорич на свои деньги делает спутники, запускает их в космос, и они несколько лет там летают, а Роскосмос не покупает, и они благополучно продаются американцам. А теперь у нас санкции, «Даурия Аэроспейс» не может кредитоваться, поэтому она вынуждена вывести часть своего бизнеса в Америку.
Я могу привести другой пример: ребята из «Лин Индастриал»создают сверхлегкую ракету - сейчас это тоже модно. У нас в начале этого года даже Новая Зеландия вывела на орбиту сверхлегкую ракету, небольшой спутник. У нас сейчас по кольцевой линии метро ходит поезд «Инновационная Россия», и там в одном вагоне есть стенд компании по поводу того, что они создают ракету. Но у нас нельзя создать ракету, потому любой аппарат, взлетевший выше ста метров, подлежит сбитию. У нас нет законодательной базы, ее невозможно испытать.
……………………….
Вадим Лукашевич: Чтобы испытать двигатель, нужно создать ракетный стенд - как у нас это возможно? Вы отработаете двигатель, вам нужно пускать ракету - где? У нас все полигоны военные, вы не можете туда попасть. Соответственно, вы должны будете искать некую структуру, которая имеет там представительство, и они должны вас пустить под своей крышей. Это целая история.
Почему нет бизнес-среды? Потому что если возникает коммерсант, который все это делает, тогда вопрос, зачем нужны остальные. Яркий пример: в Центре Хруничева работают 42 или 43 тысяч человек - они теперь банкроты. А у Маска сеть инженеров - 2,5 тысячи. Вы сравните, что делает Маск, и что делает Хруничев. Маск делает больше, чем весь Роскосмос в части космонавтики. То если возникает такой коммерсант, и он просто показывает, что Роскосмос не нужен, там 90% дармоедов. Я уже не говорю про нынешнюю госкорпорацию Роскосмос, про всю эту верхушку: непонятно, чем они там занимаются. Именно поэтому они не хотят, чтобы был частный бизнес.
………………………….
Вадим Лукашевич: У нас же есть закон о космической деятельности(в Америке такого закона нет), в котором четко прописано, что заниматься космической деятельностью имеет право только Роскосмос. Если вы этого хотите, то вы должны пойти к Роскосмосу, получить лицензию, доказать, что вы нужны, что вы можете.
Алия Прокофьева: Самый главный фактор: в Америке все законы, которые были приняты и создали юридическое поле, начали приниматься в 90-х годах. Американцы уже тогда поняли, что только на НАСА и на государственной структуре они далеко не уедут, им нужно создавать вокруг себя экосреду мелких компаний. Неважно, может быть, компания будет делать солнечную батарею для одного модуля МКС - это не какие-то глобальные бизнесы. Но сейчас есть очень наглядная статистика и очень наглядные экономические данные: порядка 70% денег в американском космосе — это частные компании, а не НАСА. А у нас порядка 30% - то, что они делают: исследования, дальний космос и прочее.
И, что самое интересное, они уже открыли возможности, например, для тех же орбитальных станций. На днях они объявили о создании дополнительных модулей, создании, по сути, своих частных станций в космосе, на которые НАСА тоже будет давать какие-то заказы. Трамп говорит и о лунной станции, в которой тоже будут участвовать частники. Все это ведет к тому, что зреет просто пирамида частных компаний, которые поддерживают всю космическую отрасль Америки. Американцы сделали гениальную вещь, потому что они понимают, что частные компании несут деньги в бюджет, налоговые поступления, - все зарабатывают. Это не то, что компания заработала, положила деньги себе в карман и увела в офшорку. А у нас это скорее идет куда-то туда.
Вадим Лукашевич: Американцы в этом плане лидеры, они мыслят системно. Когда космонавтика только начиналась, любое достаточно развитое государство, Америка и Советский Союз, могли закрывать все направления космонавтики: пилотируемые, военные, прикладные, дальний космос, науку. Тогда это было можно. Но сейчас каждое направление настолько разрослось, что для нормальной работы по всему этому спектру не хватает даже американского бюджета, даже самая богатая страна мира не может себе этого позволить.
Но они хотят оставаться лидерами, поэтому они берут какие-то направления, где прибыль будет нескоро, а в остальном создают условия для частников. Мы всегда догоняющие, но догоняем плохо. Мы не идем по этому пути, говорим: нет, мы тоже будем пытаться доминировать на всех направлениях, это тоже будет наше. Это заведомый проигрыш еще на старте.
………………………….
Сейчас МКС забирает очень большую часть всего финансирования, пилотируемая космонавтика, но отказываться от нее пока вроде не собираются. Но этот вопрос встанет после 2024 года, когда нужно будет принимать решение, что делать дальше. В 2024 году МКС по планам завершает работу. Могут продлить ее существование до 2028 года, это активно обсуждается, но это еще не факт, что продлят. Тогда у нас есть два варианта: либо государство будет финансировать национальную российскую космическую станцию, либо вообще прекратит полеты. Это решение населения, народа: если ему интересны пилотируемые полеты, тогда, значит, государство будет тратить деньги на то, чтобы как-то удовлетворять этот интерес и, соответственно, повышать свой авторитет: и международный, и внутренний. А если населению это не интересно, тогда все это дело придется закрывать, потому что прибыли оно не приносит и само по себе функционировать не может.
В целом у нас сейчас такая ситуация, что программы международного сотрудничества, программы продажи наших работ за рубеж сворачиваются, поэтому космическая отрасль России должна будет ориентироваться только на внутреннее потребление, на внутренний заказ.
…………………………
Вадим Лукашевич: После того, как американцы слетали на Луну, доказав, что они - технологически самая передовая держава в мире, они стали разрабатывать и летать на «Шаттлах». У них колоссальный опыт полетов именно с использованием многоразовых кораблей. Мы сосредоточились на создании орбитальных станций: «Салют 1, 2, 3, 6, 7, «Мир».
Мы за это время научились очень долго жить в космосе, на пилотируемых орбитальных станциях. Допустим, станция «Мир» эксплуатировалась в непрерывном режиме 15 лет. Космонавт Поляков непрерывно отлетал полгода. Американцы очень хотели получить этот опыт, потому что тогда, при президенте Буше, они собирались на Луну, Марс и так далее, то есть им как раз нужно было перенять у нас опыт длительных полетов. Поэтому они создавали свою большую станцию «Freedom», а мы создавали «Мир 2».
Потом нам стало не до экзотики, СССР распался - объединились и создали МКС. Задача МКС по большому счету — это приобретение американцами опыта длительного полета. Если смотреть на системы жизнеобеспечения, то на советском «Мире» цикл был более замкнут. Допустим, выводимая из организма вода перерабатывалась и опять поступала для технических нужд, и так далее. На МКС это не так. В этом плане МКС — это шаг назад.
Главное достижение — это колоссальный опыт взаимного сотрудничества в космосе, когда такой колоссальный сложный громадный объект одновременно управляется с разных пультов управления полетом.
Но как только американцы получили этот опыт, он им стал неинтересен, у них возникали лунные программы и так далее. Они собирались идти дальше, а мы у них - как гиря… Иван правильно сказал: если не МКС, то что? А мы в это вцепились, потому что мы - единственная страна, которая до сих пор… МКС летает с начала нулевых годов, а до сих мы не достроили российский сегмент. Мы в этом году только должны запустить модуль «Наука», который создается нами еще с нулевых годов. То есть мы до сих пор делаем плохо и медленно.
И эти называемые цифры — 2024-й, 2028 год — это нужно только нам, потому что все наши разговоры о том, что мы сделаем свою высокоширотную станцию, — это уровень «а пусть они летают на батуте». Вот Маск сделал этот «батут», и мы сейчас 15 лет даже близко не сможем его повторить. А у них как раз другие планы, они создают сверхтяжелые носители, у них лунные планы. Станция, которую они рассматривают после 2024 года — это окололунная станция. А мы говорим, что мы готовы участвовать в этой программе, только вы нас возите на своей ракете. У нас даже нет и не будет к этому времени сверхтяжелой ракеты.
Сейчас МКС технологически уже не нужна. Все, что на ней было можно сделать, уже сделано, все результаты уже получены.
…………………..
Алия Прокофьева: Конечно, грустно это признавать. Я бы не сгущала краски, но ваша точка зрения мне очень близка. Здесь не то что кризис или не кризис, а просто нет пути, нет четкой, вменяемой стратегии, куда и зачем идти. В федеральной комической программе, которая, по сути, является стратегическим документом Роскосмоса, очень много каких-то проектов, сложных слов, но нет четкой линии, куда и зачем мы идем. То, что делают, например, американцы, или тот же Люксембург… Люксембург сейчас тоже, как ни смешно это звучит, стал космической державой, у них есть бизнес, есть частные компании.
……………………………
Сергей Медведев: А какая основная цель у китайцев?
Вадим Лукашевич: Высадка на Луну. У них трехэтапная программа, они идут очень четко, как мы в советское время шли по пятилеткам.
У Люксембурга, например, цель — освоение астероидов, добыча астероидов. Они не стали замахиваться на станции и прочее, но они четко развивают один фокус бизнеса. А у нас - как-то вроде и многоразовость, и сверхтяжесть, мы хотим и это, и то, и космодромы, но нет четкого вектора, что мы хотим делать.
Стоило бы как-то реанимировать и восстановить эту ситуации: каждый год она катастрофически тает, ведь еще немножко, и американцы сделают свои корабли, и откажутся от услуг Роскосмоса в доставке астронавтов на МКС, а это было источником заработка для нашей космической отрасли.
Нужно формировать одну, максимум две четкие цели (я уже не говорю про развитие частной отрасли, поддержке технологий и прочем) и заниматься ими, сокращать чудовищную неэффективность всех предприятий: уже не нужно столько людей и направлений.
Например, строительство спутников — это не сильная позиция Российской Федерации. У нас до сих пор остались сильные вещи в станциях, в ракетостроении и пилотируемых кораблях. Что-то из этого нужно взять, бить в эту точку и делать свой лучший международный продукт.
…………………
Сергей Медведев: У России сейчас есть какое-то самое сильное конкурентное преимущество?
Вадим Лукашевич: Если говорить о технологиях, то это ядерные двигатели.
Сергей Медведев: А они вообще летают?
Вадим Лукашевич: Даже сейчас на американском марсоходе стоят наши. У нас спутники имели в качестве источников питания бортовые реакторы.
…………………………………..
Вадим Лукашевич: …………………. Сейчас мы создаем межпланетный ядерный двигатель. Эти технологии у нас есть, вопрос, как мы их будем использовать. Алия совершенно права: наша пилотируемая космонавтика — это чемодан без ручки. У нас не просто нет целей и задач, мы уже достаточно давно рефлексируем - последние 15-20 лет. Почему появился космодром «Восточный»?
Сергей Медведев: Чтобы уйти с «Байконура».
Вадим Лукашевич: Мы ушли? Нет. Мы отказались от пилотируемых пусков. Должен создаваться новый космодром, новая ракета «Русь М», новый пилотируемый корабль. В итоге мы построили «Восточный», новой ракеты нет, мы потом пытались прицелить туда «Ангару», а теперь уже «Ангары» там точно не будет. То есть мы по большому счету хотели уйти с «Байконура», вернее, хотели показать казахам, что мы уйдем, поэтому вы не особо ломите с арендной платой. Нам нужен был носитель, потому что проблемы с казахами, «Протон» падает, ядовитое топливо, и казахи имеют вето на запуск. Чтобы они не особо борзели, мы создадим ракету, которая по грузоподъемности будет ровно такой же, как «Протон» с «Байконура», но будем запускать ее с Плисецка.
Теперь у нас нет «Руси», что будет с «Ангарой» - непонятно. Американцы делают супертяж, мы говорим: будет супертяж на базе «Ангары». А теперь вроде как все, на базе «Ангары» не будет ни супертяжа, ни пилотируемой версии.
В начале нулевых годов делался годовой отчет: достижения, планы, и там есть такая статья «конкуренты», где должны описываться риски на рынке. В нулевых годах в этот отчет среди конкурентов попытались включить Маска. Мне рассказывали, как на «Энергии» старожилы стали ржать в голос: «Да вы что, да это шарлатан, кто это такой, кому он конкурент — нам? Мы дали миру Гагарина, первый спутник!» Он был исключен.
А вот сейчас я спрашиваю: а кто те ветераны? А теперь Маск доказал, что пилотируемая многоразовая космонавтика — это реально. Мы же делали многоразовые модули под «Ангару»: делали, делали и забросили. А теперь мы говорим, что будем создавать многоразовые ракетоносители по принципу Маска.
…………………………….
Алия Прокофьева: Я считаю, что нужно ставить цели двух уровней. Будучи бизнесменом, я в то же время считаю, что космос должен быть доступным для людей. У меня есть долгосрочная мечта, цель — я хочу сделать орбитальный город, крупную орбитальную станцию на десять тысяч человек. Я считаю, что этот проект технологически возможен. Но чтобы к нему прийти, нужно дробить все это на мелкие подцели. Нужны цели среднего уровня и краткосрочные цели.
Краткосрочные цели — это успешные пуски, снижение стоимости пусков, снижение стоимости вывода на орбиту грузов, спутников, это расширение возможностей услуг со спутников. Сейчас есть два классических сегмента — дистанционное зондирование земли, телекоммуникации. Я считаю, что эти сегменты будут расширяться, будут появляться новые направления, например, по освоению астероидов, по переработке мусора на орбите, потому что это тоже актуальные задачи и проблемы, на которых можно строить бизнес и развивать отдельные технологии.
Среднесрочные цели — это все, что связано с освоением Луны, созданием более сложного класса ракетоносителей, пилотируемых кораблей. Такими шагами можно прийти к разным задачам. В случае Маска это Марс, а для большого числа людей это просто успешные перелеты в космос. Самое важное — это все поставить на конвейерный поток.
………………………….
"

+1

182

На Яблочном появилась ссылка но фото (частично новые для кого-то, кто-то может их уже видел, некоторые видели почти все), может и тут кому-то интересно:

gandalf' date='11.3.2018, 22:59 написал(а):

В сети появилось видео неудачной посадки центрального блока Falcon Heavy. См. на видео 1:11.

0

183

И еще инфа по Маску оттуда же:

tred33' date='11.3.2018, 8:00 написал(а):

Илон Маск представил проект электробуса для подземных тоннелей  http://www.rosbalt.ru/world/2018/03/11/1687622.html

0

184

И еще инфа о Маске оттуда же. Мне кажется это интересно:

ТАТЬЯНА А.' date='12.3.2018, 22:52 написал(а):

"Друг всех марсиан Илон Маск не перестает удивлять и нас, землян. Он только что принял участие в крупнейшем в южной части США фестивале South by SouthWest (SXSW).
  Сначала неугомонный Илон поучаствовал в презентации нового сезона сериала «Мир Дикого Запада», появившись на сцене вместе с его создателями Джонатаном Ноланом (также автор сценария к фильму «Интерстеллар») и Лизой Джой. Появление Маска сопровождалось демонстрацией уже набравшего всего за сутки два миллиона просмотров на YouTube ролика Falcon Heavy & Starman, смонтированного Ноланом. В этом «коротком фильме», как он был анонсирован, помимо всего прочего впервые был показан момент, когда центральный бустер Falcon Heavy промахивается мимо посадочной платформы. Эти кадры очень ждали как поклонники Маска, так и его завистники, поскольку это была самая заметная «неудача» потрясающего запуска красного родстера к Красной планете.

    https://www.youtube.com/watch?time_continue...p;v=A0FZIwabctw

После этого Маск поучаствовал в дискуссии о перспективах космических полетов, ответил на вопросы в часовой Q&A сессии и даже довольно фальшиво спел песенку My little buttercup вместе с братом Кимбалом.

Отвечая на вопросы из зала, Маск довольно быстро отошел от общего фестивально-легкомысленного тона и откровенно рассказал о своих трудностях и страхах. Особенно о том времени, когда оба его основных детища – Tesla Motors и Space X – находились настолько близко к банкротству, насколько это возможно.

«На тот момент у меня оставалось всего 40 миллионов долларов личных средств, – рассказал Маск. – Я мог вложить в одну из компаний, и она бы выжила, но другая должна была бы умереть. Если я разделил бы эти деньги между обеими компаниями, они обе могли умереть».

Но обе компании были для Маска «как собственные дети», и он не мог решиться дать одной из них исчезнуть. Он разделил деньги поровну, и обе компании выжили, как считает сам Илон, благодаря лишь чуду.

«SpaceX выжила буквально на «коже зубов»*, и то же самое касается Tesla. Если бы все сложилось хотя бы чуть-чуть иначе, они обе были бы мертвы»,  – заявил Илон Маск.

*«На коже зубов» (by the skin of teeth) – это цитата из Библии, из Книги Иова, и означает примерно то же, что и «на миллиметр от поражения».

Большую часть времени Маск тратит на Tesla – эта компания на данный момент имеет больше проблем, чем Space X.

Вместе с тем у Маска есть проект тоннельного транспорта. Основание Boring Company сначала было «просто шуткой». Илону просто понравилась игра слов в названии компании, и несмотря на то, что теперь он очень часто публикует в своем twitter те или иные новости про тоннельный проект, на самом деле он уделяет ему не больше 2 процентов своего времени."

  Полностью :  http://spbvoditel.ru/2018/03/12/016/

0


Вы здесь » КЕЛЬТХОЗ » дебаты » SpaceX, что будет, чем сердце успокоится.