КЕЛЬТХОЗ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КЕЛЬТХОЗ » изба-читальня » Для любителей сказок


Для любителей сказок

Сообщений 121 страница 150 из 204

121

A_Safin2 написал(а):

Sergey написал(а):В фольклоре сегодняшнего дня любое упоминание инопланетян прочно ассоциируется с "летающими тарелками". Хотя форма тарелки крайне не оптимальна как для атмосферы так и для космоса. Однако на сегодня имеем именно такой "жестко забитый" штамп. И рассказ о космолёте иной формы*** просто не будет принят публикой...
            *** Еще иногда встречается "сигарообразный", но много реже и с явным отсылом к нашим ракетам.Это не вполне верно. Рассказывают также о летающих треугольниках и шарах, например. Да и реальные летательные аппараты в виде тарелки существуют. Но в целом говорить об этом околокосмическом фольклоре, возможно, рано. Вот лет через 200 дело другое.

Я собственно привёл этот пример как "раскрученность образа" и отторжение обществом всего что в этот образ не укладывается.

0

122

Sergey написал(а):

Волк КРАЙНЕ боится человека. Это очень осторожный зверь.
Нападение волка на людей случается только с большой голодухи и стаей. Так что волк-одиночка не боящийся человека юзаемый в средневековых сказках....скажем так -  маловероятно.


Волк смел не тем, что прёт в открытую на людей (это действительно случается редко), а тем, что ухитряется воровать скот, понимая, видимо, что добыча под охраной. Медведь, почуяв человека, при прочих равных предпочтет свалить. Волк попробует добиться своего.

0

123

Вот как раз статья Кореповой про реальность и про тот жанр, к которому относится и большинство историй про собак и вот история деда Sergey,a про говорящего ягненка ночью на дороге (где клад показывается) http://kizhi.karelia.ru/library/ryabini … /1339.html

Реально жившие по соседству люди как-то уж видели, трезвыми или "по синьке", место реально существует, а не "в тридевятом царстве. Вот клад, мнекаж, находит кто-то другой, не рассказчик, что и понятно.

+1

124

Sergey написал(а):

Я собственно привёл этот пример как "раскрученность образа" и отторжение обществом всего что в этот образ не укладывается.


Допустим. Но почему образ черной собаки (преимущественно негативный) стал "раскрученным" до такой степени, что пса видят и сегодня?

+1

125

fleur написал(а):

Вот как раз статья Кореповой про реальность и про тот жанр, к которому относится и большинство историй про собак и вот история деда Sergey,a про говорящего ягненка ночью на дороге (где клад показывается) http://kizhi.karelia.ru/library/ryabini … /1339.html

Реально жившие по соседству люди как-то уж видели, трезвыми или "по синьке", место реально существует, а не "в тридевятом царстве. Вот клад, мнекаж, находит кто-то другой, не рассказчик, что и понятно.


Именно. Привкус той самой реальности - вот что не даёт покоя, когда слышишь подобные истории.

0

126

Sergey написал(а):

Смелый волк - сегодняшний фольклор "байкеров", совершенно незнакомых с дикой природой и выбравших этот образ в качестве символа

А как же чеченцы и их любимый символ?

0

127

A_Safin2 написал(а):

Медведь, почуяв человека, при прочих равных предпочтет свалить. Волк попробует добиться своего.

Ошибаетесь.
Вот медведь как раз вовсе необязательно "сваливает". На Камчатке медведица с медвежатами на нас пёрла ни чуть не смущаясь. Остановили ее только выстрелы. Да и вообще встречи туристов, рыбаков и охотников с медведями при которых "хозяин тайги" расшугивает людей по деревьям и сжирает их запасы весьма регулярны. Случаются и встречи со смертельным исходом, хоть и не слишком часто.
Однако в нашем фольклоре медведь - добрый увалень*** (что совсем не соответствует реальным характеристикам зверя), а потому делать его символом "жестких гонщиков" .... смешно.

*** скорее всего это как раз связано с более частыми "хулиганствами" медведя, чем со стремлением убить человека.

Отредактировано Sergey (06.09.2018 08:38:15)

0

128

A_Safin2 написал(а):

Волк смел не тем, что прёт в открытую на людей (это действительно случается редко), а тем, что ухитряется воровать скот, понимая, видимо, что добыча под охраной.

"воровская смелость"? Странное достоинство, не находите?
Здесь скорее идёт противопоставление волка домашней (крестьянской!) собаке. Вот со средней собакой волк справляется "на раз".
И дальше идёт экстраполяция "схватка с собакой крайне болезненна и опасна, а волк сильнее собаки значит...."

Мари написал(а):

А как же чеченцы и их любимый символ?

На мой взгляд это так же как и символ байкеров раскрутка 20-го века. Не малую роль в этом сыграл  Джек Лондон, вернее его книги, где он так красочно описывает выдуманный им мир благородных волков.
Однако и его книги полностью вписываются в тренд 19-го и начала  20-го века - бывший слуга, благородный и честный выбирает свободу.
Что лучше собаки выбирающей волчью стаю подходит на этот образ?

Отредактировано Sergey (06.09.2018 08:27:18)

0

129

A_Safin2 написал(а):

Допустим. Но почему образ черной собаки (преимущественно негативный) стал "раскрученным" до такой степени, что пса видят и сегодня?

Собак многие боятся. Что удивительного в том, что в ночных тенях людям мерещится большая чёрная собака?

+1

130

A_Safin2 написал(а):

Понимаете, это одно свидетельство. Оно яркое, интересное, но одно. И его действительно можно списать на всякие побочные факторы. Но то, чему посвящена ветка - устойчивое явление. Свидетели из разных веков и из разных мест странным образом видят схожий образ.

Многие невольные исследователи достаточно регулярно (на обширном ареале и в течение длительного временного промежутка) наблюдают зелёных чертей.
Устойчивое явление, как ни крути.

0

131

Скептик написал(а):

Многие невольные исследователи достаточно регулярно (на обширном ареале и в течение длительного временного промежутка) наблюдают зелёных чертей.
Устойчивое явление, как ни крути.


Не особенно удачное сравнение. "Зеленые черти" - это персонажи карикатур, а также фигура речи. Если опросить алкоголиков - галлюцинации будут очень разные. Вот я имел однажды сомнительное удовольствие общаться в поезде с таким. Он орал всю ночь, как сумасшедший, объясняя это тем, что из-под двери купе, стоит только выключить свет, вылезает "трёхметровый мужик, и это (с дрожью в голосе) шлюха (смягчаю выражение)". На вопрос о том, как могут совмещаться столь разные характеристики, ответ один - "ты не поймешь" - и никаких чертей, что характерно.

0

132

Скептик написал(а):

Многие невольные исследователи достаточно регулярно (на обширном ареале и в течение длительного временного промежутка) наблюдают зелёных чертей.
Устойчивое явление, как ни крути.


Да, явление устойчивое и поддаётся некой систематизации.

http://tomatoz.ru/uploads/posts/2012-10/1349082571_1346832385_495_166_resize.jpg

0

133

шурави написал(а):

Да, явление устойчивое и поддаётся некой систематизации.


Как я и говорил - на карикатурах. Да, при желании можно проследить, кто первый додумался сделать чертиков символом алкогольных галлюцинаций. Но это никакие не наблюдения - придется разбираться всё больше в творчестве сатириков.

0

134

A_Safin2 написал(а):

Как я и говорил - на карикатурах. Да, при желании можно проследить, кто первый додумался сделать чертиков символом алкогольных галлюцинаций. Но это никакие не наблюдения - придется разбираться всё больше в творчестве сатириков.

Здравствуйте, Александр!
Угу. Причем, у разных народов эти клише совершенно разные. Например, в английском эта же степень опьянения обозначается фразой to see pink elephants - увидеть розовых слонов. И даже в нашем анекдотном фольклоре кроме зеленых чертей присутствуют белочки*, крокодильчики**, вероятно, можно вспомнить и других персонажей. Так что фиксация алкоголика на зеленых чертях - фантазия трезвого человека, никогда с алкогольными галлюцинациями лично не сталкивавшегося.

*Не, понятно, что имеется в виду белая горячка. Но белка уже стала вполне самостоятельным персонажем
**- Доктор, по мне какие-то крокодильчики ползают!
- Да что вы их на меня бросаете!

С уважением,
Кирилл Скрипкин

P.S. Моя мама знала бывшего фронтовика, противотанкиста, который много пил и в алкогольном бреду регулярно видел немецкие танки

0

135

A_Safin2 написал(а):

"Зеленые черти" - это персонажи карикатур, а также фигура речи.

Да.
Но тот, кто допился до этих самых чертей и (что характерно! - именно этого цвета) - не всегда пил.
Начинал он с просмотров карикатур, выслушивания анекдотов (скетчей и ораторий) будучи примерным семьянином и специалистом в области волоконно-оптической связи.
И образ этот запечатлелся в его пока ещё девственно трезвом мозгу.

А потом он отдал себя во власть Бахуса, стал другом игрищ и забав, и сознание/подсознание/память услужливо подсунули картинку.

Это как с гранатой под танк кидаться.

Смысла особого нет в этом. Возможно, даже этого и не было. Или было, но нечаянно.
Но когда замполиты рассказали об этом во всех ротах (экипажах и эскадрильях) - вполне возможно, что многие впечатлительные и мужественные люди повторили этот подвиг.

Отредактировано Скептик (06.09.2018 09:18:15)

0

136

Скептик написал(а):

Начинал он с просмотров карикатур, выслушивания анекдотов (скетчей и ораторий) будучи примерным семьянином и специалистом в области волоконно-оптической связи.

Ну, судя по всему, на бывшего рыночного торгаша, вовремя переметнувшегося на государеву службу, ни карикатуры, ни анекдоты не подействовали...))) Честь и хвала "стойким оловянным солдатикам", "позор пьянице и дебоширу Горбункову")))

0

137

Модди Ду  (Moddey Dhoo или Mauthe Doog)

http://s5.uploads.ru/t/prv0W.jpg

Вообще-то историю про чёрную собаку с острова Мэн обычно считают совсем отдельным явлением. Исходно оно так и было, но в результате непредвиденной никем коллизии Модди Ду стал, можно сказать, сводным братом Чёрного Шака.
Легенда об этом призрачном псе выглядит примерно так:

http://www.isle-of-man.com/manxnotebook … 1/p129.htm

В дни, когда Карл II был был королем Англии, замок Peel (расположен на острове Мэн) всегда был занят гарнизоном солдат. Комната для стражников располагалась сразу за воротами замка, и из нее шел коридор, ведущий через старую церковь в кабинет капитана (т.е. командира охранников). В конце каждого дня солдаты запирали ворота и относили капитану ключи, проходя через этот тёмный коридор. Они делали это по очереди.

Со временем стражники стали замечать то в одной, то в другой комнате замка большую чёрную собаку с грубой курчавой шерстью. Этот пёс никому не принадлежал, и никто о нем ничего не знал. Но каждую ночь, как только в комнате стражи зажигали свечи, и огонь становился ярким, из темноты коридора выходил пёс и ложился у очага. Он не издавал ни звука, просто лежал до рассвета, а потом вставал и исчезал в тёмном коридоре. Поначалу солдаты пугались его, но затем привыкли и их опасения уменьшились, хотя они и продолжали смотреть на этого пса, как на нечто большее, чем обычное смертное создание.

Пока Модди Ду оставался в комнате, охранники оставались трезвыми и тихими, избегая даже ругательств. Относить ключ своему командиру они теперь стали по двое – никто не решался войти в темный проход в одиночку.

Но однажды кто-то из стражников днем выпил больше, чем следовало бы, и начал хвастаться и кричать, что он не боится собаки. В тот день была не его очередь относить ключи, но ему хотелось показать свою смелость, и он сказал, что отправится к капитану один, позволив псу следовать за ним.

«Пусть он идёт!» - кричал стражник, смеясь, - «Я увижу, собака он или дьявол!»

Его товарищи были перепуганы и попытались удержать «смельчака», но он вырвал из их рук ключи и направился в тёмный коридор. Черный пёс не спеша поднялся со своего места у очага и последовал за стражником.

Какое-то время в комнате охраны царила мёртвая тишина, слышался только плеск волн, разбивающихся о скалистые берега острова Мэн. Через несколько минут из коридора вдруг послышался очень громкий, нечеловеческий крик и лай, но никто из солдат не посмел даже выглянуть в дверь, они в ужасе смотрели друг на друга. Затем они услышали шаги, и в комнату ворвался несчастный стражник. Его искаженное от страха лицо было невероятно бледным. Он ничего не сказал, ни одного слова, ни в эту ночь, ни позже, а через три дня скончался. Никто так никогда и не узнал, что с ним произошло в темном проходе. 

Черный пес же пропал, и его больше никто никогда не видел.


Этот художественный пересказ был опубликован в 1911 году, в то время как оригинальная легенда записана в начале 18 века английским топографистом и поэтом Джорджем Уолдроном. Прочесть её можно по следующей ссылке:
http://www.isle-of-man.com/manxnotebook … p01.htm#12

+1

138

В оригинале говорится, что черная собака была крупным спаниелем. Кроме того, отмечается, что пострадавший стражник в агонии явно испытывал сильные мучения, его руки приняли неестественное положение, а на лице была гримаса. Его пытались расспросить о том, что он видел в темном коридоре, но солдат так ничего и не сказал. Проход с тех пор закрыли, а стража стала добираться до комнаты своего командира каким-то иным путем.

Как видно, Модди Ду не очень-то похож на традиционного Черного Пса. Слишком малы размеры, да и сама легенда очень уж «локальна», она даже не имеет продолжения. Всё изменилось после того, как в 1823 году Вальтер Скотт опубликовал свой самый длинный роман «Певерил Пик», в котором упомянул о легенде и дал собственное описание Модди Ду:

Manthe Dog – демон в обличье большого, лохматого, чёрного мастифа

 

Там же приведены и размеры животного – с телёнка. Этот образ Вальтер Скотт дополнил огромными глазами, пылающими, словно угли. Прошло какое-то время после публикации романа – и «навсегда исчезнувшего» Модди Ду стали вдруг замечать на острове Мэн, причем его внешний вид соответствовал уже не спаниелю, а той собаке, про которую писал Вальтер Скотт.

https://pragueratter.ru/sobak/volshebnaya-sobaka.html

Одна из встреч с этим существом произошла в 1927 году неподалеку от Рамсея, у поворота на Милнтаун. Это был черный пес, с косматой шерстью и горящими, словно угли, глазами. Мужчина боялся проходить мимо него, и они стояли и смотрели друг на друга, пока собака не посторонилась, уступая ему дорогу. Он принял это за предзнаменование смерти, потому что вскоре после этого умер его отец. Другой случай произошел с доктором в 1931 году, в том же самом месте. Он встретил Модди ду по дороге к роженице, и когда он возвращался двумя часами позже, пес все еще стоял там. Доктор сказал, что это была собака с горящими глазами и размером с теленка. Однако он не сообщил, что его пациентка умерла.

Бытует и история о черной собаке из Пила, которая спасла от гибели несколько человек. Одна рыбачья лодка ждала в Пил-Харбор своего шкипера, чтобы отправиться на ночной лов. Они прождали всю ночь, но шкипер так и не появился. На рассвете внезапно поднялся ураган, в котором суденышко наверняка погибло бы. Наконец присоединившись к команде, шкипер рассказал, что вечером путь ему преградила огромная черная собака, которая вставала перед ним, куда бы он ни направлялся, и в конце концов ему пришлось повернуть домой. Эту историю поведал один из членов команды той самой лодки. Ходят слухи, что Маув дуг вовсе не собака, а призрак узника замка; некоторые утверждают, что это герцогиня Глостерская


Можно не сомневаться в том, что многие свидетели никогда не читали Вальтера Скотта – тут уже налицо долговременный эффект.

Если говорить о совпадениях - интересно то, что легенда о Модди Ду, так же, как и история о смерти Ричарда Кейбелла происходят примерно в одно и то же время. К этому периоду относится и придуманная Конан-Дойлом легенда о Хьюго Баскервиле.

+2

139

Да, страх перед собаками способствовал, а в Великобритании аристократия массово увлекалась усадебным собаководством.   Массово, т.к. больше, чем в других европейских странах, даже больше, чем в Германии или, например, РИ. Еще там широко занимались овцеводством с использованием пастушьих собак.  Более того, собаководством занимались не только аристократы, но и фермеры и даже рабочие. Всё это происходило на довольно компактных территориях и испугаться собаки было много возможностей. Но это один из факторов, НЕ ВСЕ.

Кстати, алкоголь в Европе употребляли и в XIX веке регулярно и в шокирующих количествах. Как крепкий, так и пиво. Но это всё относится к сфере презренной бытовухи.

А есть еще и сфера мистики, и сфера словесного искусства разных сословий.

Чертей люди видели МНОГО, как и другой нечистой силы.

+1

140

Предварительные общие замечания

Существует несколько разных версий происхождения легенд о призрачных чёрных псах. Прежде чем переходить к их рассмотрению, стоит зафиксировать ряд выводов, которые можно сделать на основе уже приведенной информации.

Во-первых, можно выделить «базовое», доминирующее представление о явлении. Призрачная собака примерно в половине случаев (скорее даже в большинстве) очень велика – 7 футов в длину, или даже крупнее. Обладает огромными светящимися глазами, не оставляет следов. В подавляющем большинстве случаев разгуливает одна. Происходит это всё на открытом пространстве. Воздействие этого представления настолько велико, что «собака Ньюгейта» и Модди Ду, у которых были все шансы остаться самостоятельными и отдельными персонажами, трансформировались в вариации Чёрного Шака. Характерная деталь – после того, как Модди Ду превратился из спаниеля в «огромного мастифа», несколько свидетелей заявили, что видели этого пса без головы.

Во-вторых, хорошо заметно, что современные свидетели обычно не приписывают Чёрному Псу каких-либо чётких целей или намерений. Даже устойчивая функция «предвестника смерти» по мере приближения к современности явно размывается. В то же время в старых легендах говорится о целом ряде целей:

1) Участие в «Дикой Охоте».
2) Охрана. Черный Пес может быть стражем клада, могилы, какого-либо «портала» и т.д.
3) Месть. Призрак уничтожает или запугивает тех, кто каким-то образом провинился перед вполне определённым человеком. Черный Пес может быть как духом этого человека, так и его добровольным защитником.
4) «Очистка». Особенно свойственна Баргесту, которого в английских источниках прямо называют «беспощадным чистильщиком». Сбор «грязных» человеческих душ. Отчасти пересекается с местью, но уже не привязывается к какому-то конкретному обиженному человеку. Инициатор «очистки» - обычно дьявол.

О чем же говорит тот факт, что раньше все эти цели были, а теперь их нет? Возможно, просто о том, что современные люди значительно меньше склонны к мистике, «Бога не боятся». 

Но скорее всего, такой контраст указывает на то, что цели появления Баргеста или Чёрного Шака придумывались людьми достаточно долго. То есть требовались десятки или даже сотни лет циркулирования тёмных слухов о встрече с загадочными существами, и только потом постепенная трансформация исходного рассказа приводила к тому, что в повествовании появлялись наказанные призраком грешники, или же обнаруженные благодаря этому же привидению клады.

Конечно, могло быть и наоборот – этот персонаж был нужен, востребован, цели для него уже были – и вот он появился. Современным людям ни к чему потусторонний «надзиратель» - и они уже не считают увиденного Чёрного Пса таковым, они говорят о нем, как говорили бы о снежном человеке. Своеобразной разделительной линией можно назвать Вторую Мировую войну - после её окончания свидетельства о встрече с призрачной собакой стали заметно более прозаическими и менее мистическими.

Проблема, однако, заключается в том, что количество наблюдений не сокращается. К примеру, другая популярная в 19-м веке английская городская легенда о «Джеке-пружинки-на-пятках» ныне практически забыта. Почему же тогда оставшийся вроде бы не у дел Чёрный Пёс не растворяется в темноте окончательно?

+3

141

Сегодня я планировал перейти к рассмотрению "скандинавской версии" происхождения призрачных чёрных псов, но при изучении источников обнаружил весьма интересный материал. Как я понял, автора исходно интересовали волки-оборотни. Я тоже думал об  их возможном "родстве" с Чёрным Шаком, почему и обнаружил вот эту статью:

https://svart-ulfr.livejournal.com/248424.html

Следующие две ссылки - это первая и вторая части перевода работы Боба Трабшоу "Чёрные псы - стражи путей мёртвых", выполненного автором первой статьи:

https://svart-ulfr.livejournal.com/247997.html
https://svart-ulfr.livejournal.com/248275.html

Написано убедительно и на высоком уровне - куда серьёзнее, чем у меня. В то же время не могу сказать, что я целиком согласен. В дальнейшем я буду использовать отдельные цитаты этих статей, но пока мне придётся дополнительно изучить источники.

+3

142

A_Safin2 написал(а):

Написано убедительно и на высоком уровне - куда серьёзнее, чем у меня. В то же время не могу сказать, что я целиком согласен. В дальнейшем я буду использовать отдельные цитаты этих статей, но пока мне придётся дополнительно изучить источники.

- Эк тебя торкнуло (с)  o.O

  8-)  Это я в хорошем смысле. Респект.

0

143

A_Safin2 написал(а):

Это не вполне верно. Рассказывают также о летающих треугольниках и шарах, например. Да и реальные летательные аппараты в виде тарелки существуют. Но в целом говорить об этом околокосмическом фольклоре, возможно, рано. Вот лет через 200 дело другое.

Плачущая девочка приходит домой и сообщает, что получила двойку по рисованию. Им предложили нарисовать инопланетян. Учительница сказала, что таких инопланетян, каких нарисовала девочка, не существует!

+2

144

holly написал(а):

Плачущая девочка приходит домой и сообщает, что получила двойку по рисованию. Им предложили нарисовать инопланетян. Учительница сказала, что таких инопланетян, каких нарисовала девочка, не существует!


Иконописец нарисовал ангелов в ботинках.
- Где Вы видели ангелов в ботинках?  o.O
- А где Вы, святой отец, видели ангелов без ботинок?  :playful:
Канон, типа.

0

145

Скандинавская версия

Версия о том, что призрачные чёрные псы пришли в Британию из скандинавской мифологии, является одной из наиболее популярных. Она, в частности, упомянута в английской Википедии, как самая вероятная. К сожалению, анализировать этот вариант очень сложно. Знакомство со скандинавскими мифами подобно взгляду в бездну.

У Лема в романе «Солярис» есть эпизод, когда школьников приводят в исследовательский центр, где занимаются изучением этой загадочной планеты и долго показывают документальные фильмы, а также в деталях и подробностях рассказывают о происходящих в Океане сложнейших физических явлениях. И вот в конце экскурсии одна девочка задаёт учёному простой вопрос, показывая на иллюстрацию с очередной «симметриадой»: «скажите, а зачем всё это?» - и тот не знает, что ответить.  При чтении саг, «Старшей Эдды» и всех сопутствующих материалов вопрос «а зачем всё это» можно задавать почти постоянно. Мотивацию «очеловеченных» греческих богов понять обычно нетрудно, чего никак не скажешь про Одина, Тора или Локи. Видимо, надо просто принять их действия к сведению.

Кто же мог стать скандинавским прототипом Чёрного Шака? Кандидатов не так уж много, причём это не собаки, а волки. Правда, образы этих двух животных в мифах явно перемешаны. Два волка постоянно ходят вместе с Одином, сопровождая его в том числе и на поле битвы. Это Гери и Фреки.

http://s8.uploads.ru/t/FfDLc.jpg

В отечественной Википедии можно прочесть, что имена волков переводятся как «жадный» и «прожорливый», однако это скорее художественная стилизация – на самом деле оба имени обозначают «жадный»,  речь идет скорее о разных оттенках одного и того же понятия.

0

146

Еще один «скандинавский» волк – это Гарм (или Гармр), страж Хельхейма, царства мёртвых.

http://sd.uploads.ru/t/ToPks.jpg

Это современная иллюстрация, на которой Гарм изображён подчёркнуто четырёхглазым и чёрным, в то время как на старых картинках он больше похож на обычное животное, а цвет его неизвестен.

Наконец, имеются также волки, называемые обобщенно варгами (изгоями): чудовищный Фенрир, а также два его сына, Сколль и Хати. 

http://s9.uploads.ru/t/GT7Fh.jpg

Во время Рагнарёка Фенрир сорвётся с цепи и убьет Одина (именно этот эпизод показан на картинке), а также поглотит Луну и Солнце (согласно параллельной версии, светила будут уничтожены двумя другими варгами).

http://sh.uploads.ru/t/Hv3ay.jpg

Сколль и Хати преследуют Луну и Солнце.

Надо сразу сказать, что стройной и последовательной вся эта мифология не является. Можно, в частности, почитать «Прорицание вёльвы» и обнаружить, что Фенрир и Гарм, возможно, являются одним и тем же персонажем:

http://norroen.info/src/edda/voluspa/ru.html

Имеется также исследование Брюса Линкольна (профессор Чикагского университета, специализируется на истории религий), в котором отмечается, что имена «Гери» и «Гармр», возможно, происходят от общего прото-индо-европейского корня *gher-, являющегося звукоподражанием. В свою очередь, имя «Фенрир» может оказаться вариацией «Фреки». В итоге возникает естественный вопрос: а может, волк вообще был всего один?

Отредактировано A_Safin2 (10.09.2018 10:44:00)

0

147

Похож ли Фреки-Фенрир-Гармр-Гери на Чёрного Шака? Вообще-то не особенно. Значительно больше общего у "скандинавов" с Кербером (Цербером). Не исключено даже, что и имена имеют одинаковое происхождение.

http://sh.uploads.ru/t/OCIb9.jpg

На этой картинке Кербер – чёрный. Но это изображение далеко не единственное, и какого-то особого акцента на окраске стража Аида, насколько я знаю, в греческой мифологии не делается. То же самое, впрочем, можно сказать и обо всех скандинавских волках.

0

148

Скандинавская версия существует в двух вариантах. Согласно первому из них, языческую легенду о призрачном чёрном псе в Британию привезли викинги. Их первая экспедиция датируется 793-м годом:

https://norse.ulver.com/articles/firks/1.html

В начале эпохи викингов — в конце VIII в. — небольшие группы норвежцев напали на Английское побережье. Так, в 793 г. они разграбили и разрушили монастырь на о. Линдисфарн (рис. 4), а год спустя — монастырь Веармус.

В 795 г. викинги высадились на островах Мэн и Айона. В 802 и 806 гг. они напали на монастырь о. Айона. Эти нападения происходили по одинаковой схеме: без объявления военных действий с моря подходило несколько судов, относительно небольшая группа викингов высаживалась на берег и, пока защитники не успели собраться, грабила их добро. Затем, оставляя после себя пожары и убитых, викинги быстро уходили в открытое море, где сельские жители не могли их преследовать.


Разумеется, подобные набеги не способствуют усвоению чужой мифологии (вопрос о том, насколько она была чужой, я рассмотрю ниже). Но за набегами последовали завоевания. С 866 по 878 годы викингам удалось удерживать контроль над северной и восточной частями нынешней Англии. Потом последовала длинная серия новых набегов и войн, которая закончилась Нормандским завоеванием в 1066 году. Вот только норманны уже не были просто прежними викингами. Если в Швеции язычество держалось вплоть до 13-го века, то в Нормандии крещеным был уже её первый правитель, Рольф Пешеход:

http://norse.ru/history/common/normandia.html

Ко времени Нормандского завоевания христианство уже успело пустить глубокие корни, так что никакого навязывания языческих представлений англосаксам быть просто не могло. Достаточно напомнить, что уже через 30 лет после битвы при Гастингсе состоялся первый крестовый поход.

Разумеется, языческие персонажи, мифы и праздники не умирают сразу после принятия христианства. Но я в любом случае не вижу никаких ясных прототипов Чёрного Пса в скандинавской мифологии. Кроме того, логично было бы предположить, что в Швеции, Норвегии, Дании рассказов об этом персонаже будет как минимум не меньше, чем в Британии - однако этого нет и близко.

0

149

Второй вариант скандинавской версии подразумевает, что легенда о Черном Псе возникла у самих англосаксов, когда они еще были язычниками. Ведь их пантеон богов практически совпадал со скандинавским. Христианизация этого народа началась в конце 6-го века:

https://www.eparhia-saratov.ru/Content/ … 73/95.html

Тут нужно напомнить, что англосаксы - такие же завоеватели, как и норманны. Их непосредственными предшественниками были бритты, усвоившие христианство не позднее начала 5-го века. То есть если бы легендарный король Артур существовал - он был бы христианином. 

При рассмотрении второго варианта приходится вспомнить про такого персонажа, как Грендель:

https://svart-ulfr.livejournal.com/248424.html

В староанглийском эпосе Беовульф чудовище Грендель и его мать описываются таким образом, что сомнений в их волчьей природе не остается - среди слов, используемых для их описания, фигурируют: werga, werhtho, heorowearh, brimwylf, grundwyrgenne, то есть все они содержат элементы wearg / wearh или wylf. Гренделя также называют scucca (демон), - производной от этого же слова является второй элемент, образующий имя Черного Шака, сверхъестественной собаки, с которой сталкиваются ночные путешественники в в фольклоре Восточной Англии. Еще о Гренделе говорится, что "во тьме полыхали глаза, как факелы, огонь извергали его глазницы" [5].

Вроде бы убедительно. Немаловажным является тот факт, что все события в "Беовульфе" разворачиваются еще до переселения англосаксов в Британию - то есть на тот момент они гарантированно были язычниками. Но есть и ряд возражений:

1. Происхождение слова "Шак" от scucca не бесспорно. Есть альтернативное истолкование - имя призрачного пса возникло благодаря искажению слова shaggy (лохматый). Это вполне соответствует внешнему виду собаки, кроме того, одна из её разновидностей называется Shag Monkey. Наконец, само название Black Shuck возникло не ранее 16-го века, когда английский язык был намного ближе к современному.

2. Описание Гренделя не отличается никакой определенностью. У него есть огромная рука или лапа, которой он и раздирает своих жертв - для волка это как-то нетипично. В целом поведение Гренделя схоже с человеческим, нет даже причин называть его оборотнем. Учитывая его способность быстро сожрать целого воина, можно скорее заподозрить в нем сходство с троллем - примерно таким, как  фильмах по Толкиену. То есть это антропоморфное гигантское чудовище.

3. Слово werga (вариация warg) правильнее относить не к волчьей природе матери Гренделя, а к её изгнанническому образу жизни. То, что её же называют "морской волчицей", можно скорее посчитать бранным эпитетом - ведь и живет она не в море. 

Наконец, само по себе частое упоминание волков и слов, похожих на "волчьи", ни о чем еще не говорит. Примечательно, что в том же самом ЖЖ можно найти статью С.И. Шамаровой "О своеобразии культурного концепта «Волк»", где этот вопрос освещается довольно подробно:

https://svart-ulfr.livejournal.com/426367.html

Не лишне вспомнить, что и главного героя ведь зовут Беовульф, что вовсе не превращает его в оборотня.

Отредактировано A_Safin2 (10.09.2018 12:06:59)

0

150

Призрачные псы в Древней Руси

Дополнительным аргументом против скандинавской версии происхождения Чёрного Шака и Баргеста является практически полное отсутствие их аналогов в Швеции, Дании и Норвегии. Во всех этих странах можно услышать разве что про церковных гримов (“kyrkogrim” и “kyrkegrim”), но не более того. Эти образы к тому же перемешаны в Дании с «могильной свиньёй».  Единственный «след», который бросается в глаза – это собаки из «Огнива». Но хотя Андерсен и жил в Дании, он мог «позаимствовать» этих персонажей из немецкого фольклора. Материалов о последнем у меня пока еще совсем мало, но есть в германских поверьях кое-что схожее с рассказами о встречах с Чёрным Шаком.

Как известно, письменная русская история начинается фактически с «призвания варягов» - сколько-нибудь внятных сведений о предшествующих событиях почти нет. Согласно «норманнской теории», варяги были теми же скандинавами. Если у них были легенды о Черном Псе, может быть, они привезли их и к нам? Как ни странно, отдельные подтверждения этой гипотезы имеются.

В первую очередь можно привести отрывок из «Жития Феодосия Печерского». Этот документ был записан, скорее всего, в 1088 году, спустя шесть лет после смерти Феодосия, который был одним из основателей Киево-Печерской Лавры. Обоснования датировки можно отыскать тут:

http://www.pravoslavie.ru/archiv/feodosiy.htm

Полный текст «Жития»:

http://www.drevne.ru/lib/feodos_s.htm

И примечательный отрывок из него:

''Все это и со мной бывало прежде. Вот как-то ночью пел я в келье обычные псалмы, и вдруг черный пес встал предо мною, так что не мог я и поклониться. Долго он так стоял предо мною, но как только, им подстрекаем, хотел я его ударить — он тут же невидим стал. Тогда охватил меня страх и трепет, так что хотел я уже бежать оттуда, если бы господь не помог мне. И вот, немного оправившись от страха, начал я прилежно молиться и преклонять беспрестанно колени, и постепенно оставил меня страх, так что с тех пор перестал я бояться бесов, если даже являлись они передо мною''


Это, конечно, не Баргест, но хорошо заметно, что призрачный чёрный пес для Феодосия – однозначно негативный, зловещий образ. Достоверность его рассказа я оценивать не берусь, да это и неважно. Напомню, что крещение Руси состоялось не ранее 988 года. Феодосий Печерский умер в 1074 году. Мог ли он каким-то образом усвоить предположительно языческий образ Черного Пса в результате контакта с «варягами» или привнесенным ими культурным контекстом – сказать невозможно.

0


Вы здесь » КЕЛЬТХОЗ » изба-читальня » Для любителей сказок